Сирийские потери "Славянского корпуса"

38-летний Максим Колганов из станицы Жигулевская. По данным "Фонтанка.Ру", погиб 3 февраля 2016 года, воюя в составе "ЧВК Вагнера"

Российское интернет-издание "Фонтанка.ру" во вторник опубликовало данные о потерях, которые понесла в Сирии российская частная военная компания (ЧВК), известная как "ЧВК Вагнера" (бывший "Славянский корпус"). По данным неназванных источников "Фонтанки", они могут достигать 60 человек. Эту информацию частично подтвердил в беседе с Радио Свобода активист расследовательской группы Conflict Intelligence Team (CIT) Team Руслан Левиев. На прошлой неделе CIT опубликовала информацию о якобы шестом погибшем в Сирии российском военном – Сергее Чупове. "Фонтанка" утверждает, что Чупов на самом деле не являлся кадровым военнослужащем российской армии и входил в "ЧВК Вагнера". С тем, что это вполне возможно, согласен и Левиев, который, впрочем, оценивает потери "частников" в Сирии скромнее, максимум в несколько десятков погибших.

Де-юре никаких "частных военных компаний" в России нет и не может быть по закону. Де-факто "ЧВК Вагнера", по словам Руслана Левиева, – это полулегальное боевое формирование, существующее под крылом и на деньги Министерства обороны, – даже тренировочный полигон "вагнеровцев" находится по соседству с базой 10-й отдельной бригады спецназа ГРУ России в селе Молькино Краснодарского края. Бойцы "ЧВК Вагнера", по данным журналистов и расследователей, участвовали не только в сирийской кампании, но и в аннексии Крыма и войне на востоке Украины.

"Вагнер" – позывной 46-летнего подполковника запаса Дмитрия Уткина. По данным "Фонтанки", Уткин до 2013 года был командиром дислоцированного в Печорах Псковской области 700-го отдельного отряда спецназа 2-й отдельной бригады ГРУ Минобороны. После увольнения в запас работал в Moran Security Group, частной компании, специализирующейся на охране морских судов от нападений пиратов. Как сообщает издание, свой позывной он получил благодаря любви к музыке Вагнера и "приверженности к эстетике и идеологии Третьего рейха". Вагнер, не жалея солдат, посылал их с "шашками наголо" на позиции врага, за что был не очень любим подчиненными. Другое дело – погибший в Сирии Сергей Чупов, "думавший головой и не посылавший людей на мясо".

Одно из редких фото Дмитрия Уткина, позывной "Вагнер"

Расследования, посвященные "ЧВК Вагнера" и его предшественнику, "Славянскому корпусу", публиковались и ранее – из них, например, стало известно, что зарплата бойцов частной военной компании в России составляет от 80 до 120 тысяч рублей в месяц (сейчас называются суммы до 240 тысяч рублей), а пособие родственникам в случае гибели солдата – 3 миллиона. В беседе с Радио Свобода автор публикации на сайте "Фонтанка.ру" Денис Коротков рассказывает подробности о действиях "ЧВК Вагнера" в Сирии, а активист Conflict Intelligence Team Руслан Левиев – о том, что представляют из себя "частные военные компании" в российских реалиях.

Руслан Левиев, активист расследовательской группы Conflict Intelligence Team, занимающейся поиском информации по открытым источникам в интернете и ее проверкой "в поле" и через свои источники:

– Мы знаем только одну российскую частную военную компанию – это та самая полумифическая "Частная военная компания Вагнера". Мы знаем, что в России существуют и другие компании, которые называют себя "частными военными компаниями", но это, как правило, что-то вроде охранных агентств. И только по "ЧВК Вагнера" находились убедительные подтверждения, что ее бойцы реально существуют и воюют в Сирии. В частности, многие, наверное, помнят фотографии убитых якобы русских солдат под Пальмирой, которые опубликовали боевики "Исламского государства" (организация запрещена в России. – РС) 17 марта.

Подобные слухи приходили и от наших знакомых источников в среде солдат Министерства обороны. Подобные предположения у нас были и в отношении Сергея Чупова, о котором мы знали, погибшего в Сирии. В частности, некоторые его знакомые на условиях анонимности говорили нам, что на самом деле он уволился из внутренних войск в середине нулевых годов и попал в частную военную компанию, а в Сирии был уже в качестве наемника. Однако у нас не было убедительных доказательств, что он действительно воевал в этой ЧВК. Сейчас мы видим по статье на "Фонтанке", что все-таки эти полуслухи-полутеории о том, что "ЧВК Вагнера" существует и Сергей Чупов воевал в этой частной военной компании, подтверждаются. Это также объясняет то, каким образом военнослужащий внутренних войск, а не Министерства обороны оказался в Сирии, – именно потому, что он оказался в частной военной компании.

Сергей Чупов

– Существовала ли "ЧВК Вагнера" до начала войн на Украине и в Сирии?

– Наши источники, которые связаны со спецназом Министерства обороны и знакомы с "ЧВК Вагнера", говорят, что эта часть сформировалась через так называемый "Славянский корпус". Это ЧВК, которая существовала до "ЧВК Вагнера". Ее наняла офшорная компания Moran Secutiry Group, это было в 2009 году. Они их наняли для охраны судов от пиратов, когда были эти истории с нападениями пиратов на суда. Примерно в 2011-12 годах "Славянский корпус" распался и появилась эта так называемая "ЧВК Вагнера". Мы знаем, что на этих фотографиях, тогда еще "Славянского корпуса", запечатлен один известный доброволец, ополченец –​ Вячеслав Корнеев, его позывной "Леший", о котором мы слышали и по Сирии, и по Донбассу. Он запечатлен на фотографиях этого "Славянского корпуса" от 2013 года в Сирии. И у него также в профиле есть видео из Сирии еще 2013 года. То есть мы считаем, что эта ЧВК, которая сначала была "Славянским корпусом", а потом "ЧВК Вагнера", в той или иной форме участвовала в боевых действиях в Сирии как минимум с осени 2013 года.

– В чем основные отличия российских частных военных компаний, с одной стороны, от регулярной армии, а с другой стороны – от обычного ЧОПа?

Мы предполагаем, что их обучает непосредственно Главное разведывательное управление

– В России нет законодательной базы для существования частных военных компаний. Невозможно существование гражданских организаций, чтобы у них было при этом такое вооружение, вроде снайперских винтовок, минометов, гранат и так далее. Даже ЧОПы у нас не имеют права владеть таким оружием. А данная ЧВК его имеет. Мы знаем, что их тренировочный полигон находится в Молькино, в Краснодарском крае, непосредственно рядом с базой 10-й бригады спецназа ГРУ. Мы предполагаем, что их обучает непосредственно Главное разведывательное управление. И все их существование при этом находится на таком засекреченном уровне, полуофициальном, то есть нет, видимо, никаких документов, что такой-то человек служит в этой ЧВК, что его отправили в Сирию. Мы считаем, что, скорее всего, эти вот наемники, поступая в ЧВК, соглашаются с условием, что их формально не будет существовать ни в Сирии, ни где-либо еще и де-юре они нигде не служат. И в случае, если они погибнут, то они предоставлены самим себе, своим родственникам, то есть никакой помощи от властей не будет.

– Можно ли в таком случае предположить, что основной источник экипировки и финансирования этой ЧВК – это Министерство обороны России?

– Да, безусловно. Мы так и считаем. Потому что, во-первых, их полигон непосредственно соприкасается с полигоном 10-й бригады спецназа ГРУ. Если бы их существование было бы незаконным, если бы оно не одобрялось властями России, это было бы невозможно – чтобы они находились по соседству с такой элитной частью спецназа ГРУ. Плюс те фотографии убитых наемников, которые опубликовали боевики ИГ, – на них видны вооружения, которые есть только у элитных частей спецназа ГРУ. Например, мина-граната, "вкладыш", которая была в обмундировании одного из убитых. Мы видим также по фотографиям, которые публикуют Вячеслав Корнеев и другие лица, что их в Сирию доставляют силами Министерства обороны. Они фотографируются на фоне вертолетов Минобороны, самолетов Минобороны. Есть явная помощь и в транспортировке, и в вооружении со стороны властей России и Министерства обороны.

– Насколько разношерстен кадровый состав частных военных компаний? Ограничено ли участие в них возрастом, национальностью или какими-то другими параметрами?

– Из тех людей, кого мы видели, которые либо точно причастны к ЧВК, либо в отношении них есть обоснованные подозрения, – это все люди уже с большим опытом, как правило, им больше 30 лет, они уже отслужили и срочную службу, и службу по контракту. Есть и совсем пожилые люди, как тот же Сергей Чупов, которому был 51 год. То есть, как правило, это не какие-то добровольцы, которых мы встречали на Донбассе, бывшие шахтеры или какие-нибудь автомойщики, а действительно люди с боевым опытом, служившие в хорошо подготовленных военных частях.

То не какие-то добровольцы, которых мы встречали на Донбассе, бывшие шахтеры или какие-нибудь автомойщики, а действительно люди с боевым опытом

–​ Можно ли хотя бы приблизительно оценить количество потерь ЧВК, о которой мы говорим, в Сирии, скажем, за последний год?

– Те люди, с которыми мы разговаривали, которые утверждают, что знакомы с людьми из этой ЧВК, говорят, что за период официального участия России в сирийской операции погибших было несколько десятков. Но мы пока подтверждения таким масштабам не находили. Как правило, даже те люди, которые воюют в ЧВК, все равно после их смерти появляются скорбящие посты их родственников, друзей, как это было по Сергею Чупову. Однако такого вала сообщений со скорбью, которое соответствовало бы десяткам погибших, мы не замечали. Поэтому лишь на уровне слухов, по неподтвержденной информации, их потери составляют несколько десятков человек, – говорит Руслан Левиев.

По данным интернет-издания "Фонтанка", всего в боях в Сирии принимали участие около ста российских бойцов "ЧВК Вагнера". Их задачей было – идти "первой волной", наводить артиллерию.

"За нами бодро заходит сирийский спецназ, а следом "Вести-24" вместе с ОРТ с камерами наперевес идут брать у них интервью", – заявил "Фонтанке" неназванный боец "ЧВК Вагнера". Интернет-издание утверждает, что в Сирии погибли около 60 бойцов этого подразделения. Отмечается, что до операции в Сирии бойцы этой же частной военной компании воевали на стороне сепаратистов на востоке Украины. По данным "Фонтанки.ру", одним из доказательств существования "ЧВК Вагнера" является то, что ее солдаты получают боевые ордена и награды по указам президента России Владимира Путина.

Обновленное "Подразделение Вагнера", как утверждает "Фонтанка", было создано спустя несколько лет после распада "Славянского корпуса", в 2014 году. Всего ЧВК насчитывает как минимум 600 человек – без обслуживающего персонала. Денис Коротков, журналист сайта "Фонтанка.ру":

– Вы очень уверенно называете имена тех, кто занимает руководящие должности в этом так называемом батальоне, или ЧВК. Откуда у вас информация?

– Эта информация у меня со слов моих многочисленных собеседников, имена которых я не могу раскрыть, но я уверен в их информированности. Во многих случаях я уверен в том, что это весьма достойные люди чести, которые не позволят себе дать мне непроверенную информацию. Это многочисленные перекрестные источники, поэтому имя "Вагнера", Дмитрия Уткина мы позволили себе назвать прямо и открыто. Хотя это имя было нам известно уже больше полугода назад, в предыдущих материалах мы рассказывали его биографию, но не называли, но в январе-феврале он уже попал в публичное пространство, именно поэтому мы и раскрыли его личность.

– На какой основе набирают людей в "ЧВК Вагнера", кто именно идет туда служить?

– Это очень разные люди. В принципе, условия достаточно простые: это мужчины от 25 до 45 лет, не имеющие непогашенной судимости, годные по состоянию здоровья, умеющие выполнить несложные нормативы по физической подготовке. Подходящая военно-учетная специальность будет преимуществом. Прежде всего это, конечно же, бывшие военнослужащие, бывшие сотрудники органов полиции, органов безопасности, то есть те, кто прошел соответствующую подготовку. В последнее время туда идет гораздо больше людей, как мне сказали, достаточно неподготовленных, которым просто-напросто кажется весьма симпатичной заработная плата в 240 тысяч рублей в месяц для бойца в зоне боевых действий.

Основной состав – это абсолютно нормальные люди, в том числе представители среднего класса

Есть и люмпенизированные личности. Но, как мне кажется, основной состав – это абсолютно нормальные люди, в том числе представители среднего класса, которые по каким-то причинам либо не нашли себя в этой жизни, либо не смогли найти работу, позволяющую им обеспечить себя и семью. Ну, и некоторый процент, конечно же, есть людей войны, которым просто нравится такая жизнь, которые считают ее своим призванием, своей профессией.

– Каковы функции этого вооруженного формирования в Сирии? Кто и как может осуществлять координацию боевых действий между этим батальоном и сирийской правительственной армией, армией Башара Асада?

– Функция очень непонятная. Если исходить из того, как проходит подготовка в лагере в России, то это в основном подготовка по методике войск специального назначения. То есть это работа разведки, работа диверсионных групп и тому подобные вещи. Если же верить информации, которая приходит через первые или через вторые руки из Сирии, то достаточно часто группа Вагнера используется в качестве элитной пехоты, что влечет, конечно, достаточно большие, несоизмеримые, скажем так, с практикой спецназа потери, а вследствие этого – недовольство личного состава. Кто может координировать работу, кто может осуществлять командование – я не знаю.

Максим Колганов – по данным "Фонтанки.ру", погибший в Сирии боец "ЧВК Вагнера", на берегу Средиземного моря в Латакии

– Герои вашего материала жалуются, что в Сирии, да и на востоке Украины их посылают в бой как пушечное мясо. Чем вы можете объяснить это, притом что деньги на это формирование, на эти военные действия затрачиваются огромные?

– Мне сложно понять логику этих людей. Я могу только предположить. В Сирии получается "сборная солянка". Как говорят российские официальные лица, там присутствуют наши военные советники, а также военнослужащие из частей специального назначения. Там же, очевидно, присутствуют наши артиллеристы и авиация. Там же находятся достаточно разнородные силы, которые подчиняются Башару Асаду. Там же присутствуют люди из "ЧВК Вагнера". Как бы ни работала авиация и артиллерия, в любом случае, пока куда-то не войдет пехота, победы не будет. Это аксиома. И вот именно входить куда-то, отвоевывать непосредственно местность, населенные пункты никто не хочет. Потому что качество арабской пехоты оценивается очень низко. Кидать туда части вооруженных сил чревато большими репутационными потерями. Поэтому туда двигают тех, о ком будут меньше всего плакать. Это мое предположение.

– Какие у вас данные о потерях этого подразделения в Сирии за все время боевых действий его? Как и где вы собирали эти данные?

– Сразу же оговорюсь, все эти цифры могут быть только оценочными, с моей точки зрения, из разговоров с бойцами. Никто из командиров не соизволил выйти со мной на связь и доложить о потерях, а боец не видит всей картины. Кроме того, его сведения не всегда можно подтвердить, потому что он очень часто не знает имен и фамилий даже тех, с кем рядом воевал. Но это моя личная, сугубо неточная оценка. Я думаю, что там погибших на сегодняшний день не менее 200 человек. Еще раз подчеркну, это моя личная оценка, которая не претендует на точность и объективность.

– Еще один очень важный момент в вашем расследовании. Как получается, по-вашему, что бойцы формирования наемников получают государственные боевые награды?

– Я не уверен, что здесь применимо слово "наемник" – в том смысле, в котором оно описано в Уголовном кодексе РФ. Что касается того, как они получают боевые награды, я написал: с моей точки зрения, официально это сделать невозможно. Они получают награды, информация опять-таки приходила из различных источников и частично подтверждена документами, но есть инструкция – порядок представления к государственным наградам Российской Федерации, утвержденный президентом России. В соответствии с обычным порядком представления к государственным наградам, получение государственной награды бойцом подобного подразделения, действовавшего на территории другого государства, мне возможным не представляется!

Награда за подписью президента России, посмертно присужденная одному из бойцов "ЧВК Вагнера"

– Вот пример: разведчик-нелегал, действовавший долгое время на территории какого-то иностранного государства, потом возвращается на родину и тайно от всех, об этом знают только награждающие и он сам, получает высокую государственную награду.

– Никаких проблем. Разведчик-нелегал является либо штатным сотрудником одного из разведывательных органов РФ, либо сотрудничающим с этим органом гражданином России или иностранным гражданином. Соответствующие государственные органы власти, например, Служба внешней разведки, Федеральная служба безопасности или Главное разведывательное управление Минобороны, формируют пакет документов, представление с описанием подвига, и закрытым указом это лицо награждается органом. Как можно наградить человека, который воюет в несуществующей организации, я не знаю.

– Еще один момент. Какова была роль этого батальона в Крыму? Ведь выяснилось, что пресловутые "зеленые человечки" – это военнослужащие регулярных российских подразделений.

В Крыму присутствовали самые различные люди из самых различных организаций, в том числе, по моим данным, там присутствовали и люди из группы Вагнера

– Если вы посмотрите документальные кадры крымской истории, вы увидите там очень и очень много разных людей. Вы увидите тех, кого называли военнослужащими российской армии, и действительно, судя по всему, это были контрактники из элитных частей российских Вооруженных сил. Вы увидите там гораздо более взрослых людей в непонятной форме, очень напоминающих достаточно серьезный спецназ, вы увидите там совсем непонятных людей в разномастном камуфляже и в гражданской одежде. Там, похоже, присутствовали самые разные люди из различных организаций, в том числе, по моим данным, и люди из группы Вагнера. Те люди, которые есть на всех плакатах, – "вежливые люди", с кошечками и собачками, конечно же, это не они.

– Вы допускаете мысль, что кроме этого подразделения Вагнера существуют и другие? Может быть, речь идет уже о какой-то частной российской армии, которая действует и в Сирии, на Украине и еще где-то? Просто пока мы не знаем, но всплывут еще и люди, и еще целые подразделения – теоретически это возможно?

– Теоретически возможно все что угодно, а вот практически это крайне маловероятно. Потому что если через группу Вагнера за все время ее существования могло пройти чуть больше 2 тысяч человек, в масштабах страны это капля в море. И то информация о ней просочилась. Скрыть что-то более масштабное и действующее, мне кажется, нереально. На самом деле, в "ДНР" и "ЛНР", скажем так, осведомленные люди представляют себе, какие подразделения там действуют. И вот таких неопознанных сил, "летучих голландцев" там замечено не было. Хотя я не могу этого исключить, но информации об этом у меня нет.

– Может ли подобное подразделение быть "самодеятельностью" каких-то российских командиров Минобороны, начальников силовых ведомств? Или оно может существовать в современной России только с ведома высших руководителей государства?

– Я не слишком хорошо разбираюсь в высших сферах Кремля и Минобороны, чтобы судить о том, кто и какими правами и возможностями там располагает. Я правда не знаю, не то что не хочу, а не могу ответить на этот вопрос, – говорит журналист издания "Фонтанка.ру" Денис Коротков.

Радио Свобода