Референдум об однополых браках. Новые мифы и старые призраки

Параллельно тому, как инициативная группа готовится к референдуму, депутаты парламента проводят по всей стране публичные обсуждения конституционных изменений, которые предусматривают конкретизацию понятия «брак»

Центризбирком Грузии зарегистрировал инициативу о проведении референдума по поводу однополых браков в стране. За этой инициативой стоят не представители ЛГБТ-сообщества, а их противники. Чтобы референдум состоялся, заявителям необходимо осуществить дополнительные процедуры и получить согласие главы государства.

Заявка на проведение референдума по поводу однополых браков была внесена в Центризбирком Грузии еще 28 февраля этого года. Инициативная группа из семи человек предложила вынести на всеобщее обсуждение вопрос: «Хотите ли вы, чтобы в Грузии допускались однополые браки?» Спустя ровно месяц ЦИК зарегистрировал эту инициативу. При этом в Центризбиркоме пояснили, что этот шаг вовсе не означает, что референдум обязательно состоится. В соответствии с законом впереди еще несколько процедур:

«Для проведения референдума инициативная группа в течение трех месяцев с момента получения свидетельства о регистрации инициативы должна собрать 200 тысяч подписей и представить в ЦИК. После проверки подписей ЦИК должен обратиться к президенту Грузии, который примет окончательное решение по поводу проведения референдума. Референдум проводится не ранее двух и не позднее шести месяцев со дня принятия президентом Грузии решения о его проведении. В случае отказа в организации референдума президент должен мотивировать его», – говорится в законе Грузии о референдуме.

Что касается инициативной группы, то ее члены не являются представителями ЛГБТ-сообщества или же лицами, отстаивающими их интересы. Наоборот, эти люди – убежденные противники однополых браков, судя по их страницам в социальных сетях. «Эху Кавказа» не удалось связаться с кем-либо из инициативной группы, однако ранее один из ее членов, представитель НПО «Движение за жизнь» Зураб Толорая в эфире грузинской телекомпании «Имеди» рассказал о целях проведения референдума:

«В Грузии был принят антидискриминационный закон. Будто бы здесь действительно нарушались права различных меньшинств, но в Грузии нет такой проблемы. Зато постоянно ведутся всякие разговоры, спекулируют этой темой (однополых браков). Мы всего лишь хотим, чтобы во всем этом была поставлена точка и чтобы подобные темы больше не поднимались», – сказал Толорая.

Параллельно тому, как инициативная группа готовится к референдуму, депутаты парламента Грузии проводят по всей стране публичные обсуждения конституционных изменений, которые предусматривают конкретизацию понятия «брак». Большинство грузинских депутатов как из правящей коалиции, так и из оппозиционных партий выступают за то, чтобы понятие «брак» в Конституции трактовалось только как «союз между мужчиной и женщиной».

Юрист НПО «Центр по изучению и мониторингу прав человека» Тамта Микеладзе считает, что появление самой идеи референдума подозрительно совпало по времени с обсуждением конституционных поправок и с приближающимися парламентскими выборами:

«Таким образом общество отвлекают от социальных проблем и экономического кризиса, и переносят его внимание на подобные популистские темы. Другой вопрос, какая реакция будет у президента, выдержит ли он давление и сможет ли не выносить этот вопрос на всенародное обсуждение. Если референдум состоится, то восхищение, которое он вызовет среди определенной части общества, пойдет в копилку правящей команды. Ну и, разумеется, это способствует росту гомофобных настроений в обществе», – говорит Микеладзе.

Также, по ее словам, постоянное обсуждение подобных вопросов в обществе подогревают антизападные настроения, которые усиливает и набирающая в Грузии обороты российская пропаганда. Пророссийские политические силы и НПО усиленно пытаются внушить жителям Грузии, что Запад угрожает их идентичности и ценностям. Эксперт по международным отношениям Каха Гоголашвили видит проблему в недостаточной информированности населения:

«В самом ЕС только в четырех странах разрешены однополые браки. Во всех остальных странах их просто нет. ЕС потребовал от нас лишь принятия антидискриминационного закона. То есть нет никакого обязательства вводить разрешения на однополые браки».

Сами власти страны между тем пока никак не комментируют решение Центризбиркома, зарегистрировавшего инициативу о проведении референдума.