Сегодня утром в передаче Абхазского телевидения «Доброе утро, Абхазия!» (на абхазском языке) я с интересом посмотрел сюжет о сухумских цыганах. Сразу же, как пошли его первые кадры, вспомнил: ведь 8 апреля – Всемирный день цыган. Корреспондент АТ общалась с представителями этого этноса накануне и, что не удивительно, – на Сухумском центральном рынке, где в первой половине дня собирается большая часть цыганского населения Абхазии. Юная цыганка, отвечая на вопрос о том, чем будет заниматься, когда окончит школу, без раздумий ответила: «Торговлей». А мужчина лет сорока рассказал, что не все сухумские цыгане знают о том, что сегодня их праздник, но сам он об этом хорошо осведомлен, так как еще до войны (грузино-абхазской) его отец говорил ему об этом дне.
В некоторых краях, как я узнал из Википедии, у цыган есть обычай ходить вечером 8 апреля по улицам с зажженной свечой в руке. Сам же праздник возник меньше полувека назад, после того, как 8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся Первый Всемирный цыганский конгресс, на котором присутствовали цыганские делегаты из тридцати государств планеты. В том же году в английской столице был создан Международный союз цыган. Главными итогами конгресса стало признание себя цыганами мира единой нетерриториальной нацией и принятие цыганских национальных символов: флага и гимна.
А вообще «цыгане» – собирательное название около 80 этнических групп, объединенных общностью происхождения и признанием «цыганского закона». Так что, когда сегодня по Абхазскому телевидению в описанном сюжете они обращались к аудитории с традиционным «Доброе утро, Абхазия!» на цыганском языке, это был язык одной из множества этнических цыганских групп. Но все цыганские языки «являются потомками» санскрита, и это достоверно подтверждает версию, что цыгане вышли в стародавние времена из Индии. Существуют две основные части этих этнических групп – европейская и персидская.
В Российской империи цыгане появились триста лет назад. Многие годы они воспринимались как «кочевой народ», и даже сейчас в современной России около процента цыганского населения не живет оседло, а кочует. Неслучайно цыганский флаг представляет из себя полотнище с верхней синей и нижней полосами, на которые наложен красный силуэт колеса от конной повозки.
Всего в мире насчитывается около 12 миллионов цыган, разбросанных почти по всем странам. (В памяти моей остался эпизод, когда лет сорок назад какой-то турист из Перу, с которым мы разговаривали на сухумской набережной, вдруг оживился, увидев как нечто родное стоящую поодаль группу цыганок: «О, и у вас они живут!») Это примерно столько же, сколько греков, и чуть меньше, чем евреев, которых почти 14 миллионов. Но, в отличие от последних, так же рассеянного по миру народа, они явно не собираются создавать свое государство.
Предпочитая «вольницу», цыгане в то же время цепко держатся за свои обычаи и традиции. Любопытно, что если народы, в среде которых они живут, используют в повседневной жизни современную унифицированную одежду, а национальные костюмы на них можно увидеть только во время выступлений хореографических ансамблей, на этнографических праздниках и т. п., то цыгане ни в какую не хотят отказываться от длинных пестрых женских юбок и другого – от того национального костюма, который сформировался в XIX девятнадцатом веке. В том же веке, как известно, непременным атрибутом пирушек и веселья состоятельных людей стали приглашения для выступлений цыган с их песнями и плясками. Отголоски этой моды дошли почти до наших дней. Когда я заканчивал сухумскую седьмую школу, на нашем выпускном вечере выступала группа сухумских цыган. Может, думаю, роль в их приглашении сыграл тогда и всплеск интереса к цыганской культуре после выхода на киноэкраны популярного фильма «Неуловимые мстители» с Яшкой-цыганом и его гитарой.
А вообще, конечно, мое общение с представителями этого народа, которые в Абхазии почти все сосредоточены в ее столице, как и у большинства сухумцев, происходило обычно на рынке. Вернее, перед входом на рынок, где, сколько себя помню, местные цыгане всегда чем-то торговали. Например, во времена советского дефицита сверхпопулярный в какой-то момент кубик Рубика в Сухуме можно было купить только у цыганок. Редко перед входом на рынок можно бывает и сегодня пройти, не услышав громкие женские разборки на цыганском языке. А еще – в довоенные времена – чтобы к тебе не привязалась какая-нибудь гадалка. Я обычно говорил: «Ну, скажи, как меня зовут? Не знаешь… Какая же ты гадалка?» Порой я и сам, под настроение, шутя мог обратиться к какой-нибудь молодой красивой цыганке: «Можешь мне погадать?» Но каждый раз те терялись: «Не умею». В последние годы это традиционное цыганское занятие, по-моему, сошло на Сухумском рынке на «нет». Но частенько можно увидеть пожилую цыганку с попугаем, который поднимает клювом бумажные трубочки с записками, и услышать ее низкий голос: «Боря гадает, Боря гадает».
Во время грузино-абхазской войны сухумские цыгане все поголовно куда-то исчезли, когда же в конце 1993 года вновь появились, многие коренные сухумцы переглядывались и говорили: «Ну, все, значит, будет мир».
Их основным местом обитания в столице Абхазии считается Старый (железнодорожный) поселок. До войны я бывал там в доме, где жил один мой товарищ, и сразу за этим домом начинался овраг, где на пологом склоне теснились цыганские хибарки. Давно уже не заглядывал в те места, но подозреваю, что цыгане из тех покрытых толем хибарок смогли теперь перебраться в более комфортабельные жилища.
Во всяком случае Владимир Бегунов, автор появившейся три недели назад, 17 марта, на сайте Sputnik – Абхазия публикации «Абхазские цыгане ломают стереотипы», описывает, что разговаривал на Старом поселке с цыганом, которого зовут Миросан Бабиров и который живет в многоквартирном доме. По словам Миросана, в поселке обитает 20-30 цыганских семей, еще несколько – в микрорайоне Маяк. Дети у них ходят в разные городские школы – третью, вспомогательную, седьмую, восьмую, двенадцатую... Во время их разговора, проходившего в окружении цыганской ребятни, зашла речь о единственном случае, когда всю цыганскую общину Сухума видели вместе, – это когда она в 2010-м пришла на похороны проститься с первым президентом Абхазии Владиславом Ардзинба. А в конце разговора собеседник неожиданно для журналиста попросил у него сто рублей за интервью. Потом передумал и попросил двести.
Среди 12 команд, которые приедут в конце мая в Абхазию на чемпионат мира по футболу по версии ConIFA (Конфедерация независимых футбольных ассоциаций), будет и сборная Рома (Цыгане). Узнав об этом, один из абхазских интернет-комментаторов пошутил: «Представляю, как наш Старый поселок придет на стадион «Динамо» болеть за своих». А, между прочим, цыгане дали миру немало первоклассных футболистов. К сожалению, правда, Златан Ибрагимович играет уже за сборную Швеции, Эрик Кантона – Франции, Андреа Пирло – Италии… Но если бы они приехали поиграть и за сборную Рома, на сухумский стадион съехались бы наверняка болельщики не только со всей Абхазии, но и из соседнего Сочи.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия