Сегодня в Сухуме студенты Абхазского государственного университета слушали аудиозапись выступления известного историка Георгия Анчабадзе, который делился своими воспоминаниями о том, как начинался и развивался грузино-абхазский конфликт.
Аудиозапись выступления Георгия Анчабадзе была сделана в Тбилиси для проекта «Биографический салон». Его осуществляет в Абхазии Образовательный центр «Мир без насилия имени Зураба Ачба», координатором является директор центра и доцент АГУ Далила Пилия. Грант для реализации проекта был выделен Центром Бергхофа (Германия).
В рамках «Биографического салона» по пятницам проходят воркшопы. Гости салона, среди которых нередко большинство – студенты, слушают и обсуждают рассказы очевидцев трагических событий времен грузино-абхазской войны.
О том, что происходило сегодня, рассказывает организаторов воркшопов – историк-международник и специалист по грузино-абхазскому конфликту Саида Возба:
«Сегодня у нас будет Георгий Анчабадзе. Мы будем прослушивать историю того, что произошло много лет тому назад. Он рассказывает о событиях 1989, 1992 и 1993 годов и потом рассуждает о том, что происходило в отношениях между интеллигенцией Абхазии и Грузии. Мы хотим, чтобы студенты услышали об этом из первых уст, чтобы они знали реальную историю и слышали от реальных людей рассказы. Мы все читаем книги, читаем историю Абхазии, но есть сегодня современники тех событий, и студенты от них могут услышать то, о чем не всегда можно прочесть в книгах. Благодаря этим интервью мы для себя очень много нового открываем».
Известный советский и грузинский историк абхазского происхождения Георгий Анчабадзе, профессор Университета Ильи Чавчавадзе вспоминает о том, как после Лыхненского многотысячного схода в 1989 году резко обострились противоречия между абхазским и грузинским населением Абхазии.
Сам Георгий Анчабадзе является сыном известного абхазского ученого и первого ректора Абхазского госуниверситета Зураба Анчабадзе, мама у него – грузинка. Хорошо чувствуя и понимая обе стороны, он считал, что трагического противостояния можно было избежать, если бы удалось найти такую модель сосуществования, в которой абхазский этнос чувствовал бы себя защищенным. Однако в тот период в Грузии многие были уверены, что автономии в составе Грузии надо ликвидировать. И такая позиция натолкнулась на жесткое национальное сопротивление.
Георгий Анчабадзе говорит о том, что в Грузии не было ненависти к абхазам, наоборот, был популярен образ абхаза-рыцаря. Однако грузинская интеллигенция взяла на вооружение не его, а теорию Ингороквы, который утверждал, что те абхазы, которые жили в Грузии до XVII века были грузинами, а с XVII века откуда-то с гор спустились другие абхазы, которые захватили территорию Грузии. Взяв эту теорию на вооружение, грузинские историки «выпустили джина из бутылки».
В Грузии была создана «абхазская комиссия», членом которой был и Георгий Анчабадзе. Эта комиссия выработала документ, с которым ее представители были направлены в Сухум накануне войны. Георгий Анчабадзе был в составе этой делегации.
Он вспоминает, как, приехав в Сухум, вошел в здание, где находился Народный форум Абхазии «Айдгылара», чтобы переговорить с его лидерами. Оба этажа этого здания были заполнены молодыми абхазскими людьми, их было очень много. Его поразила тишина, которая там стояла. Он представил себе, как было бы шумно, если бы собралось вместе столько же грузинских ребят. Он объяснил это тем, что молодые абхазы в тот момент хорошо понимали, что им предстоит долгая и тяжелая борьба и на их плечи легла ответственность за исход этой борьбы. Это был очень трагический момент. «Я говорил и был слышен только мой голос», – вспоминает Анчабадзе.
Прослушав аудиозапись выступления историка, участники воркшопа обсудили услышанное. Они говорили о том, что сегодня в Грузии появляются молодые люди, которые понимают, что война 1992-1993 годов была ошибкой; что она принесла много горя всем.
Тамила Гваджава, студентка пятого курса факультета международных отношений АГУ поделилась своими впечатлениями от услышанного:
«Из того, что сказал Гия Анчабадзе, можно сделать вывод, что сейчас есть такие стены между людьми, которые нужно пробивать. Нужно информировать друг друга, потому что мы читаем определенные книги, нас, как и наших соседей, обучают по своей истории, у нас – свое видение, у них – свое видение. Нам сложно узнать, что происходит у них, а им сложно узнать, что происходит у нас. И эти барьеры нужно размывать. Нужно быть более информированными, интересоваться, что происходит за пределами твоей страны, чтобы понять другую нацию. Так же нужно и нашим соседям дать такой совет, чтобы они интересовались тем, что думают на самом деле люди, а не историки или журналисты, которые могут использовать информацию для того, чтобы не прекращался конфликт между людьми».
Студенты отметили, что было полезно услышать воспоминания Георгия Анчабадзе, что его речь помогла им лучше понять и больше узнать о событиях тех лет, когда их самих еще не было.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия