Из Чечни – тревожные новости.
31 марта 2016 года в Чечне из своего дома был увезен силовиками поэт и бард-исполнитель Хусейн Бетельгериев, а в ночь на 2 апреля – два публициста, Ризван Ибрагимов и Абубакар Дидиев. Это очень разные люди. Единственное, что их объединяет, – независимость в своем творчестве от власти.
Хусейн Бетельгериев – член Союза писателей России. Он пишет стихи и исполняет собственные песни. Как отмечают поклонники его творчества, в его песнях мало политики и много лирики. По словам его жены, двое мужчин в черной форме приехали на легковой автомашине марки ВАЗ-2109 темного цвета, зашли в дом и через некоторое время вышли вместе с Хусейном, сели вместе с ним в автомашину и уехали в неизвестном направлении. Через 10-15 минут после их отъезда его телефон перестал отвечать. С 2004-го по 2007 год Бетельгериев проживал во Франции. До прошлого года преподавал французский язык студентам Чеченского государственного университета, где возглавлял кафедру иностранных языков, но затем по неизвестным нам причинам был уволен.
* * *
Ризван Ибрагимов и Абубакар Дидиев – публицисты, авторы экстравагантных теорий, пытающиеся представить свое творчество как исторические и даже лингвистические исследования. Оба проповедуют исключительность чеченского этноса и чеченского языка и склонны к антисемитизму. На протяжении многих лет они публиковали свои статьи, книги, вели сайт о древности и богоизбранности чеченского народа, что якобы следует даже из самоназвания: «нохчи» – потомки «Ноха» (ветхозаветного Ноя). По этой версии чеченцами были многие персонажи священной истории, включая Пророка и его сподвижников и т.п. А то, что эти представления не стали общепринятыми, объясняют заговором другого «богоизбранного народа» (евреев), которые, оказывается (или «разумеется»), повинны и во всех последних бедах на Кавказе. Правда, каких-либо выводов и тем более призывов к насилию их «труды» не содержали.
Подобного рода рассказы приходилось слышать в Чечне. Вот лет двадцать назад, в 1996-м, замечательная Галина Яковлевна Ковальская в Атагах услышала от почтенного старика, что чеченцы – потомки Ноя. И, разумеется, переспросила: «Ну да, все мы – потомки Ноя. Так в священных книгах написано. А от какого именно из сыновей Ноя произошли чеченцы?» Старик, окруженный детьми и внуками и, судя по всему, понимавший толк в этом деле, помолчал и ответил: «Чеченцы произошли от Ноя непосредственно!» Занавес…
Ну, и про евреев я в этих историях раньше ничего не слышал – это, надо полагать, было авторское изобретение и открытие, чтобы, так сказать, соответствовать общему порыву.
* * *
Книги Ризвана Ибрагимова неоднократно подвергались жесткой критике со стороны властей Чеченской Республики, в том числе и по телевидению. 28 марта Ризван Ибрагимов и Абубакар Дидиев были приглашены на встречу по проблемам этногенеза чеченцев, организованную муфтиятом ЧР. На встрече тексты этих двух авторов в очередной раз подверглись критике, впрочем, не выходящей за рамки допустимого в академических спорах. Через несколько дней за обоими пришли.
5 апреля в Facebook Ибрагимова появилась запись, что-де его никто не похищал и что он провел четыре дня в Октябрьском РОВД Грозного, где его держали, чтобы он не скрылся; впоследствии эта запись была стерта. 6 апреля Рамзан Кадыров сообщил в своем Инстаграме, что Ибрагимов и Дидиев «извинились перед научным сообществом и духовенством Чечни» за свои работы.
Собственно, антисемитские ароматы этой публицистики предметом рассмотрения не были. Важны были противоречия со священным Кораном: согласно «публицистам», Пророк и его сподвижники были не арабами, а чеченцами. Понятное дело: арабские товарищи не поймут, могут возникнуть трудности с хаджем. Ну, разумеется, «публицисты» покаялись... Аргументы ученых и богословов, видать, оказались больно убедительными. А еще пуще – «беседа» с главой республики после четырех дней в Октябрьском райотделе.
Кстати, могло ведь обойтись, их писания могли остаться незаметными среди бесчисленных писаний подобного рода, бытующих у самых разных народов. Просто дело вышло за местечковые рамки, в которых обычно обретаются подобные мудрецы. Один из «публицистов» со своими изысканиями выступил в Иране. Хотя у нас на Северном Кавказе все, включая и суфиев кунтахаджинского направления, суть сунниты. Почему – не знаю. Можно предположить, что «публицисты» сошлись с Ираном в градусе любви к евреям, Ирану были «в масть» инвективы в адрес саудитов, а далее те услышали и не оставили без внимания...
Хотя тут, в Чечне, и раньше много кто склонялся к этой версии – правда, без экстремальных вариаций. Чтили тех, кто возводил свой род к Мохаммеду. Чтили без фанатизма, скорее с любовью, многое прощая…
* * *
Очевидно, похищение Ибрагимова и Дидиева было связано с критикой их «трудов» представителями власти ЧР. Критика эта, может, во многом и оправдана, но никак не может оправдать незаконные действия в отношении этих публицистов.
Такого рода «народная политология», «народная история», «народная этимология» бытует, пожалуй, во всех постсоветских республиках и во многих регионах Кавказа: русские «родноверы», «гиперборейцы», исследователи «мистических корней казачества», публицисты, доказывающие украинское происхождение Иисуса Христа, многочисленные «потомки алан», – все они пытаются доказать древность, автохтонность и приоритет своих народов. Нередко это сопровождается антисемитскими рассуждениями. Подобного рода паранаука – уже не «детская болезнь» нашего времени. Она представляет серьезную опасность. Вряд ли кто-то будет отрицать необходимость борьбы с проникновением такого рода концепций в научный оборот, с навязыванием их в системе образования, тем более с их превращением в политические лозунги.
В последнем случае можно говорить о прямой и явной угрозе общественной безопасности и о необходимости полицейского реагирования. Однако в нашем деле об этом аспекте речь не идет – все претензии чеченских властей к Ибрагимову и Дидиеву лежат в «научной» и «богословской» плоскостях: речь идет не о безопасности, а о принудительном введении единомыслия.
Однако вряд ли уместно звать городового, просто увидев книгу, «не соответствующую официальной позиции» в какой-то области науки. Здоровый научный организм, как любой здоровый организм, имеет мощную иммунную систему и отторгает паранауку путем дискуссии. Наоборот, явление полицейского или идеологического начальства в ученое собрание – признак нездоровья последнего. Полицейские попытки защиты веры от тех или иных суждений или текстов еще более сомнительны и разрушительны.
У подобной «народной истории» есть свое маргинальное место, истребить ее вовсе вряд ли удастся, пока она востребована. Тем более странной кажется такая «зачистка» в то время, когда поток антинаучной и сомнительной с точки зрения богословов мистики идет отнюдь не только в маргинальных изданиях, но и по федеральным каналам телевидения.
И последнее: Ибрагимов и Дидигов находились эти дни в полиции. Значит, и похищенный одновременно с ними Бетельгериев, вероятнее всего, находится там же.
* * *
Между тем местонахождение поэта Хусейна Бетельгериева по-прежнему неизвестно. Мы не знаем причины его похищения. Возможно, властям Чечни неприемлемо уже то, что он не славит Рамзана Кадырова. Возможно, это связано с окончательной «зачисткой» информационного поля в республике – Хусейн Бетельгериев оставлял свои комментарии в социальных сетях. Возможно, к этому привело то, что он проигнорировал призыв явиться на митинг 23 марта в Грозном, посвященный годовщине принятия Конституции ЧР. Впрочем, в кадыровской Чечне причиной для насильственного исчезновения могут стать и неосторожный разговор, и донос, и неприязнь какого-либо начальника – так уже было в нашей стране в 1937 году.
Правозащитный центр «Мемориал», российские и международные правозащитные организации обеспокоены судьбой Хусейна Бетельгериева. Мы требуем от властей и правоохранительных органов Чеченской Республики немедленно предпринять все необходимые действия для его освобождения.
Из Чечни – тревожные новости.