Тайны «сухумского двора»

Что касается решения сделать обсуждение кандидатов в председатели закрытым, то можно догадаться о мотивах: прежние такие выборы проходили очень остро, и понятно желание кого-то не делать происходящее достоянием гласности

Сегодня новоизбранные депутаты Сухумского городского Собрания провели свое первое, т.н. организационное заседание. Из 26 депутатов избрано сейчас 24 (пятеро из них работали в предыдущем созыве), в двух округах из-за недостаточной 3 апреля явки избирателей пройдут повторные выборы.

Когда ровно в одиннадцать утра я вошел в небольшой зал заседаний Собрания, на стульях у стены сидело уже около десятка журналистов, представлявших различные абхазские СМИ. А вот некоторые депутаты только «подъезжали», как выяснялось из разговоров с ними по сотовым телефонам, из-за чего заседание началось на 10-15 минут позже намеченного. Открывший его председатель городской избирательной комиссии Аслан Дочия обратился к присутствующим на абхазском языке, а затем по-русски:

«Добро пожаловать, депутаты Сухумского городского Собрания! Приветствую вас! Желаю вам успехов в работе. Сегодня у нас первое заседание. Повестка дня у нас сегодня – это избрание, согласно закону Республики Абхазия, председателя Сухумского городского Собрания, заместителя председателя Сухумского городского Собрания, а также формирование комиссий. Я думаю, что мы потихоньку приступим к нашей работе. Просьба к СМИ – после того, как будет избран председатель Сухумского городского Собрания, принять участие… А сейчас мы проведем тайное заседание… тайное голосование… закрытое заседание. Нам регламент такое право предоставляет».

Надо сказать, что он оповестил журналистов, что им придется покинуть зал на время обсуждения кандидатур и на время выборов, еще за несколько минут до официального начала заседания. Журналисты, ясное дело, удивились (никогда ранее такого тут не было) и зароптали. Я подошел к председателю избиркома и сказал ему:

«Но вы понимаете, что вызовете сегодня негативную реакцию не только у журналистов, но и у всего общества? Ведь журналисты не преминут об этом рассказать и задаться вопросом: почему Собрание начинает с демонстрации такой закрытости? Что за тайны мадридского двора?..»

Перед тем, как депутаты остались на «тайное заседание» (оговорка по Фрейду?), журналисты, в том числе и операторы с камерами двух телеканалов, вышли из зала – возмущаясь на ходу и с твердым намерением не возвращаться сюда только для того, чтобы услышать, как будет объявлено имя председателя. При этом кто-то сказал:

«Да, по регламенту депутаты вправе делать заседание закрытым, но это нужно было решить их голосованием, в котором председатель избиркома даже не принимает участия, он мог лишь внести такое предложение. А если такого решения депутатов не было, разве это не нарушение регламента?»

Но возвращаться и добиваться голосования мы посчитали нестоящим делом.

Когда журналисты уходили, им сказали, что они смогут вернуться через 20-30 минут, на что я в душе усмехнулся: сомнительно было, что депутаты уложатся. Никто из журналистов, кроме меня, в горсобрание, насколько знаю, не вернулся; у меня же были дела в городе, и я снова зашел аккурат через полчаса. Кто-то, выйдя из зала, сообщил в ответ на мой вопрос, что депутаты еще пока только обсуждают кандидатуры… Сидеть в приемной и ждать дальше неопределенное время я, конечно, не стал…

Спустя несколько часов узнал из сообщения «Апсныпресс», что на должность председателя претендовали два кандидата – Даур Эшба и Константин Пилия (о том, что так и будет, многие журналисты уже предположительно знали до заседания). По результатам тайного голосования председателем столичного Собрания вновь избран Константин Пилия.

Я знаю его как энергичного и здравомыслящего человека, а с недавнего времени – одного из лидеров общественной организации «Наш Дом – Абхазия». Понравилась организованная им перед нынешними выборами акция – субботник по благоустройству города с участием кандидатов в депутаты горсобрания, коих было, как известно, восемь десятков.

Что касается решения сделать сегодня обсуждение кандидатов в председатели закрытым, то догадываюсь о мотивах: прежние такие выборы проходили очень остро, и понятно желание кого-то не делать происходящее достоянием гласности. Но, напомню, решение было принято с нарушением регламента, просто потому, что так сказал председатель избиркома. И что-то подсказывает мне, что оно не было бы единодушно поддержано депутатами. К тому же, а как же закон о доступе к информации? Как понимаете, никаких гостайн депутаты горсобрания не обсуждали.

Ранее председателями Собраний стали: Очамчырского района – Адгур Квициния, Ткуарчальского - Давид Горзолия, Гудаутского – Роман Базба, Гагрского – Астан Агрба (в абхазском обществе его помнят как кандидата в вице-президенты республики, который в 2014 году шел в паре с Асланом Бжания), Гулрыпшского – Игорь Миквабия, Сухумского – Заур Сангулия, г. Новый Афон – Рамаз Смыр.

Характерно, что среди политизированных интернет-пользователей тут же разгорелись споры: одни убеждены, что по результатам выборов председателей Собраний победу одержала оппозиция (особенно их радовало то, что произошло в Очамчыре), другие с ними совершенно не соглашались.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия