Из Абхазии в Крым по морю

Большой интерес вызвала появившаяся в прошлом месяце информация о том, что между Севастополем и Абхазией будет курсировать российский грузовой паром «Варяг»

На днях была установлена первая опора 19-километрового моста через Керченский пролив, начало эксплуатации автомобильного сегмента которого намечено на 30 июня 2019 года (железнодорожный сегмент вступит в действие позднее). Понятна важность этого проекта для России. Ведь отсутствие сухопутной связи Крыма с Кубанью наверняка сыграло свою роль в том известном предпраздничном «подарке» Никиты Хрущева в 1954 году – передаче полуострова из состава РСФСР в состав Украинской ССР, превратившем потом его в яблоко раздора между Российской Федерацией и Украиной.

Но также на днях в СМИ была озвучена мысль о реанимации другого, морского пути, который когда-то интенсивно работал. Имею в виду не паромную переправу между Керчью и Таманью, а гораздо более длинный «мост». Позавчера «Крыминформ» распространил сообщение со ссылкой на замначальника Управления по курортному делу и туризму администрации Сочи Юлию Малороднову. По ее словам, на путешествия по морю есть запрос от сочинских туристов: «Наши люди хотят этого. Те, кто приезжает в Сочи, они хотят. Мы хотим поехать в Ялту, мы хотим съездить в Абхазию. Даже добраться до Геленджика и до Анапы сложно автобусом по берегу».

Как видим, сочинская чиновница упомянула здесь и Абхазию. Между тем вчера глава российского правительства Дмитрий Медведев одобрил соглашение между Крымом и Абхазией о сотрудничестве в торгово-экономической, гуманитарной и научной сферах. Документ об этом был размещен на официальном портале правовой информации правительства РФ. В конце прошлого года стало известно, что Крым и Абхазия намерены в ближайшее время заключить соглашение о сотрудничестве. Планируется установить торговое сотрудничество (Абхазия, предполагается, будет поставлять на полуостров цитрусовые, минеральную воду, инертные материалы, руководство Республики Крым тоже представило свой список товаров, который в Сухуме изучается) и восстановить культурные связи.

И, естественно, большой интерес вызвала появившаяся в прошлом месяце информация о том, что между Севастополем и Абхазией будет курсировать российский грузовой паром «Варяг». Правда, говорить о конкретных сроках пока рано.

И вот родившаяся в Сочи мысль о пассажирском морском судоходстве вдоль всего северо-восточного побережья Черного моря… Она сразу же унесла меня в воспоминания о далеком детстве.

Да, вот один из жизненных парадоксов: как стремительно ни уносится жизнь вперед, как ни меняют ее наука и техника, но в каких-то ее областях обнаруживается вдруг очевидное отставание от того, что было. Если взять, к примеру, транспортную инфраструктуру Абхазии, то не буду даже говорить про железнодорожный тупик в ней, существующий вот уже четверть века, про неопределенные перспективы возрождения Сухумского аэропорта. Остановлюсь на морском сообщении. В советские десятилетия пирс Сухумского порта было трудно представить без стоящего у него большого судна, чаще всего круизного. Увы, аромата портового города давно уже в столице Абхазии нет.

Когда мне было 15 лет, я отправился со своей родственницей, которая была старше лет на десять, на таком величественном корабле из Сухума в Евпаторию, отдохнуть там пару июльских недель у наших знакомых. Таких кораблей тогда ходило немало, и у всех был маршрут: Батуми – Сухуми, как тогда называлась столица Абхазии, – Сочи – Геленджик – Новороссийск – Керчь – Ялта – Евпатория – Одесса. Потом они шли обратно. (Точнее, портом приписки была в основном Одесса.) В каждом из транзитных портов наш корабль (кажется, это была «Россия», переделанная из трофейного немецкого корабля и служившая немало десятилетий) останавливался на два часа. Конечно, за это время толком ни с каким городом не познакомишься, но у меня, подростка, вызывало чувство восторга то, что, пройдясь там по паре улиц, я мог потом гордиться тем, в скольких новых городах побывал.

Корабль, как мне показалось, перевозил всех желающих пассажиров. Дело в том, что те, у кого не было кают, как у нас, покупали билеты просто «палубные», намного более дешевые. Думаю, что большинство таких пассажиров ехало только одну-две «остановки». Ну, а вот таким, как мы, бескаютным пассажирам дальнего следования приходилось ночевать, где кто найдет место, накрывшись чем-то из собственной одежды. Но все равно мне это путешествие очень понравилось, гораздо больше, думаю, чем если бы мы добирались в Крым по железной дороге вокруг Азовского моря. Это были и поездка, и одновременно отдых. На палубе был оборудован бассейн, в котором многие пассажиры с утра до вечера купались, загорали рядом с ним.

После распада СССР, когда выход России к Черному морю «скукожился» до небольшого отрезка от Тамани до Адлера и много было непоняток в отношениях с соседними странами, это стало представляться невозвратимым. Но в последние годы, после признания Россией независимости Абхазии и возвращения в ее состав Крыма, восстановление этого морского маршрута, кроме разве что его крайних точек, видится уже вполне реальным.

Многое, конечно, зависит от рентабельности. Ну, кто в условиях рыночной экономики будет гонять туда-сюда транспортные средства незагруженными, полупустыми? Меня, кстати, очень раздражала трескотня в российских СМИ прошлым летом о планах запустить между Сочи и Гагрой пассажирский катамаран. Знаете почему? Да потому что предшествующий опыт убедительно показал: те цены, которые предполагает морское путешествие на этом отрезке, не устроят тех, кто хочет просто пересечь российско-абхазскую границу, и недостаток пассажиров сделает рейсы убыточными. Так, собственно, и вышло. Дополнительно к этому катамаран начал рейсы только в конце летнего сезона и быстро сломался… А вот если начнут ходить большие суда от Сухума до Евпатории со стоянками, как в былые времена, мне почему-то кажется, что это будет перспективно. Причем интерес к таким рейсам будет как со стороны туристов и других пассажиров, так и со стороны грузоперевозчиков.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия