Родители молодых людей, задержанных в конце прошлого года в Западной Грузии по обвинению в связях с террористической организацией «Исламское государство», требуют снятия с их дела грифа секретности. Речь идет о троих жителях села Насакирали в регионе Гурия и еще об одном жителе Аджарии. Все четверо были задержаны в результате спецоперации грузинских силовиков. Сегодня матери обвиняемых заявили журналистам, что не доверяют следствию.
«Мы расцениваем это как гонение на мусульман», – говорит Натела Беридзе, мать задержанного в ноябре прошлого года Мириана Беридзе. Она отказывается верить в то, что ее сын мог быть связан с террористической группировкой «Исламское государство», как утверждает следствие. Вместе с ней за столом еще две женщины. Все трое – в аккуратных темных хиджабах. Ната Иремадзе, мать задержанного по тому же обвинению Гии Бахунтарадзе, рассказывает, что процесс над их сыновьями проходит крайне непрозрачно, о нем нет никакой информации.
«Их задержание изначально было политизировано. На дело был наложен гриф «секретно», и к обвиняемым никого не подпускают. Мы говорили со многими правозащитниками, которые не то что готовы, а даже сами хотят вникнуть в это дело, изучить его, но им не позволяют. Нас тоже к ним не подпускают. Адвокаты не раскрывают никаких деталей, так как за это их могут привлечь к ответственности. В этом деле много вопросов, но никто не дает на них ответы. Сразу после задержания наших детей заместитель главы СГБ Грузии Леван Изория сделал очень нехорошее заявление, нарушив презумпцию невиновности и оказав тем самым давление на весь последующий процесс», – говорит Иремадзе.
Речь идет о заявлении, которое Леван Изория сделал для журналистов в селе Насакирали сразу после ноябрьской спецоперации, назвав задержанных «сторонниками идеологии террористической организации «ИГ». Поводом для их задержания послужило видеообращение с угрозами в адрес Грузии от имени «Исламского государства», распространенное в интернете несколькими днями ранее. В той видеозаписи фигурировали воюющие в Сирии уроженцы Насакирали, обещавшие наказать жителей Грузии за «притеснение мусульман». Все четверо, задержанные в результате последующей спецоперации, – Гия Бахунтарадзе, Мириан Беридзе, Лаша Гобадзе и Джамбул Абдулаев, оказались родственниками и друзьями людей, фигурировавших на кадрах видеообращения. В ходе обысков домов задержанных были изъяты ручные гранаты, пистолеты, взрывчатые устройства, экстремистская литература и даже флаги «Исламского государства».
Сегодня мать обвиняемого Джамбула Абдулаева Мери Ванадзе заявила, что улики были подброшены.
«Они (силовики) вдруг достали черный флаг с арабскими надписями, оружие и говорят: вот, мол, это все твое. Оказывается, где-то под его кроватью нашли, а я ведь всегда сама убирала за ним постель, убирала его комнату и ни разу не видела ничего подобного», – говорит Ванадзе. При этом женщина признается, что ее сын, прошедший армейскую подготовку в Зугдиди, умел хорошо пользоваться оружием, однако дома его не хранил.
Женщины подтверждают, что их сыновья действительно вели переписку и общались с родственниками и друзьями, уехавшими в Сирию из Грузии. Однако они утверждают, что после распространения видеообращения с угрозами все подобные контакты прекратились. По мнению женщин, факт общения не является подтверждением вины задержанных, но может использоваться в качестве давления, поэтому сегодня они потребовали снять с дела гриф «секретно».
В Службе государственной безопасности на это требование никак не отреагировали. В свою очередь, эксперт по вопросам Кавказа Алеко Квахадзе сомневается, что правоохранительные органы прислушаются к подобным требованиям, и вот почему:
«Когда идет процедура расследования таких дел, которые касаются терроризма и других прямых угроз государству, всегда присутствует элемент «секретности». Там много и других нюансов».
Также эксперт развевает опасения по поводу того, что жесткие меры со стороны грузинских правоохранительных органов могут иметь побочные эффекты, а именно, способствовать росту радикализма среди определенной части грузин-мусульман. Такие рассуждения встречаются в грузинских СМИ, однако Квахадзе считает иначе:
«Тут мы сталкиваемся уже с глобальной проблемой. Например, мы знаем, что и в некоторых штатах Америки вербовщикам удавалось отправлять людей воевать в Сирию и Ирак. Поэтому главное, что может сделать государство, это препятствовать распространению этой идеологии», – рассуждает эксперт.
Сами задержанные между тем свою вину не признают. Однако в случае, если суд все же признает их виновными в связях с террористической организацией, им грозит наказание в виде лишения свободы от 10 до 17 лет.