«И вправду война продолжается»

На международной туристической выставке в Черногории, впервые за все время участия абхазских делегаций в таких мероприятиях, местные власти под нажимом грузинского МИДа закрыли экспозицию республики

Сегодня в конференц-зале Торгово-промышленной палаты Республики Абхазия состоялась пресс-конференция руководителей этой организации, на которой они рассказали о своих последних зарубежных поездках. К этому времени уже широко распространилась информация об инциденте на международной туристической выставке в Черногории, когда впервые за все время участия абхазских делегаций в таких мероприятиях местные власти под нажимом грузинского МИДа закрыли экспозицию республики. Естественно, журналистов интересовали подробности случившегося в Черногории, но началась пресс-конференция с рассказа вице-президента ТПП Адгура Лушба, который возглавлял делегацию, посетившую на прошлой неделе королевство Бахрейн.

Рассказ Лушба сопровождался демонстрацией на небольшом экране на стене снимков о пребывании абхазской делегации в этом маленьком, по территории меньше Абхазии, но богатом государстве Персидского залива. Причем, как подчеркнул другой участник делегации, предприниматель из Гагры, бывший депутат абхазского парламента Виталий Тарнава, это была уже не первая поездка представителей Абхазии в Бахрейн, первым туда «протоптал дорожку» в бытность премьер-министром Абхазии Беслан Бутба. И нынешняя, со встречей с руководством ТПП Бахрейна 19 апреля, была «в развитие» той. Абхазская делегация, которую принимали очень тепло, на высоком уровне, привезла в Бахрейн ознакомительные материалы об Абхазии на арабском языке. Состоялись встречи с заместителем премьер-министра страны, руководителями предприятий. Обсуждали возможные сферы инвестирования бахрейнского бизнеса в экономику Абхазии – в добычу полезных ископаемых, развитие туристического бизнеса, строительство транскавказской дороги и морпорта. Бахрейнцев интересуют пресная вода, граниты, каменный уголь…

Your browser doesn’t support HTML5

«И вправду война продолжается»

Заходил на пресс-конференции и разговор об участии делегации ТПП Абхазии в проходившей несколько раньше, в конце марта, в центре Парижа, у Версальских ворот, ежегодной международной туристической выставке Salon Mondial du Tourisme. Это одна из наиболее масштабных туристических выставок в Европе, в которой принимают участие более 120 стран. Абхазия участвовала в ней впервые, но с большим успехом. Посетивший выставку корреспондент газеты Le Monde в своей статье особенно выделил павильон Республики Абхазия, указал его номер и место. Абхазская продовольственная и алкогольная продукция была в Париже нарасхват, а абхазские песни, народная музыка и танцы с восторгом принимались французской публикой. И, может быть, потому, что пресс-служба ТПП познакомила абхазских читателей с подробным красочным рассказом о поездке в Париж всего за несколько дней до скандала в Черногории, последний по контрасту вызвал в обществе еще больший резонанс, чем могло бы быть. Как это так: власти маленькой балканской страны, которая, кстати, обрела независимость всего десять лет назад, то есть на тринадцать лет позже, чем де-факто независимой стала Абхазия, выдворяет ее делегацию с открывшейся 21 апреля выставки туризма, гостиничного оборудования и гостеприимства (!) в городе Будва! И вот выдержки из сегодняшнего рассказа об этом президента ТПП РА Геннадия Гагулия:

«Первые два дня все было на «ура»! Соседи, стенды которых стояли рядом, все завидовали: почему такой приток людей, интересующихся Абхазией? Но на второй день выставки, где около 16 часов пришла полиция и потребовала по указанию МИДа страны незамедлительно покинуть выставочный комплекс. При этом они ссылались на протест Грузии. Когда мы категорически отказались уходить из павильона, им ничего не оставалось, как… они там оставались, совещались, что делать. Насильно выгнать нас они не могли, так как мы их сразу предупредили, что имеем гражданство России. И им пришлось закрыть нашу экспозицию со всех сторон накидкой из брезента. И мы сидели вот за этой ширмой около часа… Честно говоря, вначале было очень агрессивно все, такая обстановка была, что казалось: вот-вот нас начнут хватать за руки и вытаскивать оттуда. Ну, а потом, когда они поняли, что у нас российское гражданство… Какие-то вопросы у них там свои есть, очень натянутые у них отношения с Россией, и, вероятно, им не хотелось какого-то обострения отношений с Россией из-за Абхазии».

Черногория, по словам Гагулия, поразила его своим внешним сходством с Абхазией: горы, море, туризм, цитрусоводство, виноделие… Путь к независимости, добавлю уже от себя, у этой маленькой страны с населением всего 620 тысяч человек (ненамного больше, чем в Абхазии), резко отличался от абхазского. Отношения с сербами у них всегда были мирными. Черногорский язык, который лишь в последнее время стал как-то идентифицироваться отдельно от сербского, отличается от него, по-моему, ненамного больше, чем различаются бзыбский и абжуйский диалекты абхазского. Да и называет его своим родным лишь треть населения государства. Одна и та же православная вера. Только исторически этот край развивался с некоторых пор, с XVIII века, несколько иначе, чем Сербия. В 2006 году Черногория отделилась от общего государства с Сербией после проведения референдума, на котором за независимость высказалось 55 процентов проголосовавших. А сейчас Черногория добивается принятия в Евросоюз, именно этим, по мнению Гагулия, и было вызвано то, что ее власти так «прогнулись» перед требованием МИДа Грузии. Последний всегда выражал протесты во время участия Абхазии в международных выставках, но никогда ее еще не принуждали закрывать экспозицию. Геннадий Леонидович считает, что Черногория тем самым испортила свою репутацию как надежного туристического партнера. А на представителях фирмы, которая организовала выставку и сама пригласила абхазов, во время «выдворения» тех, по его словам, лица не было.

Итак, грузинские дипломаты «одержали победу» и, наверное, в очередной раз гордятся собой. Впрочем, все это очень спорно. Кстати, античное государство Эпир, название которого сохранил до наших дней его царь Пирр, находилось совсем недалеко от современной Черногории. Геннадий Гагулия говорит:

«Честно говоря, я даже немного рад тому, что этот маленький скандал произошел. Если бы мы поехали и приехали, как всегда, все бы говорили: ну, поехали, ну, приехали… Вы знаете, лишний раз хотелось бы напомнить всем нам, что и вправду война продолжается, что мы должны думать о будущем, о том, как мы должны представлять свою республику в мире, как мы сами должны вести себя внутри республики».

Уже после пресс-конференции я разговорился в коридоре с еще одним участником поездки в Черногорию, начальником отдела туризма ТПП Инарой Дауровой. Она добавила к услышанному мной еще такое впечатление: после прихода черногорской полиции у нее осталось очень горькое послевкусие – что могли подумать остальные участники выставки, представлявшие 15 стран? Что приехавшие из Абхазии какие-то мошенники и их на чем-то поймали?

Вчера МИД Абхазии сделал в связи с инцидентом в Черногории соответствующее заявление.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия