В Грузию сегодня прибыла военная делегация США и НАТО, возглавляемая командующим армией Соединенных Штатов в Европе генерал-лейтенантом Фредериком Бен Ходжесом. Военные чиновники и специалисты изучат инфраструктурные возможности и пропускную способность морского порта Батуми, через который в страну будет доставлена американская военная техника для предстоящих совместных учений Грузия-НАТО. Однако некоторые грузинские эксперты считают, что интерес НАТО к батумскому порту связан не только с грядущими маневрами.
Американская военная техника будет задействована в масштабных учениях «Достойный партнер» (Nobel Partner), которые состоятся в Грузии уже в следующем месяце. Это ежегодные маневры с участием сил Североатлантического альянса, которые, как правило, проводятся на территории Центра обучения и оценки НАТО (полигон Вазиани). Техника стран Альянса, в частности, американская, в подобных учениях была задействована и ранее, однако в этом году организаторы (Грузия и НАТО) решили увеличить и разнообразить арсенал. Так, впервые за всю историю совместных маневров в Грузию прибудут американские танки Abrams. Об этом сегодня в Батуми заявил командующий армией Соединенных Штатов в Европе генерал-лейтенант Фредерик Бен Ходжес, который возглавляет прибывшую в Грузию военную делегацию США и НАТО.
«Мы прибыли сюда, чтобы изучить возможности порта Батуми. Конкретно нас интересует его пропускная способность и то, насколько быстро мы сможем доставить технику из порта до места учений. Вместе с нами приехали специалисты по военной логистике. Скоро здесь пройдут совместные масштабные учения, для которых из Болгарии сюда прибудет паром с сотней американских танков. Соответственно, я пожелал лично ознакомиться с деталями на месте», – заявил Бен Ходжес.
Your browser doesn’t support HTML5
Внушительную делегацию в Батуми встречал глава Генштаба Грузии Вахтанг Капанадзе, которого Бен Ходжес назвал сегодня «близким другом и хорошим военным». Между тем гости осмотрели не только морской порт, но и международный аэропорт Батуми. Общаясь с журналистами, Капанадзе никаких деталей не раскрыл, однако отметил, что гостей интересуют не только грузинские порты:
«Эта делегация очень высокого уровня, в ее состав входят генералы, полковники из США и Европы. Они изучают возможности морских портов в акватории Черного моря, в том числе и Грузии», – сказал Капанадзе. По его словам, после Грузии делегация отправится в причерноморские страны НАТО, правда, он не стал уточнять, в какие.
Главный редактор грузинского военно-аналитического журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили также обращает внимание на то, что столь внушительная делегация НАТО посещает не только Грузию, но и другие страны черноморского региона. Своего рода региональный «обход». А это может означать, что предстоящие майские учения являются далеко не единственной целью их нынешнего визита в Грузию. Аладашвили допускает, что активность НАТО в странах-членах блока и странах-союзниках по черноморскому региону может быть вызвана активизацией России.
«Аннексия полуострова Крым была полной неожиданностью для Запада. Хотя он должен был «проснуться» еще после российско-грузинской войны в августе 2008 года, когда Россия впервые проявила свою агрессию в акватории Черного моря. Как бы то ни было, в девяностых и нулевых неоспоримое преимущество на Черном море было у Турции, однако Россия пытается ее догнать и постоянно наращивает свое присутствие. Она усилила свои позиции аннексией Крыма и оккупацией Абхазии. В НАТО и США понимают, что для возвращения влияния в Черном море им необходимо усилить морскую инфраструктуру, морские силы, прибрежные линии тех стран, которые являются членами блока или стремятся войти в него», – говорит Аладашвили.
Одним из способов усиления присутствия НАТО в Черном море может стать создание общего флота с участием Грузии и Украины. С такой инициативой уже выступила Румыния. Однако Аладашвили не совсем понимает, какое участие в работе над созданием совместной флотилии может принять грузинская сторона. Дело в том, что после российско-грузинской войны военное командование страны приняло решение упразднить военно-морской флот. Нынешние власти Грузии оставили это решение в силе. Так что если Тбилиси подключится к процессу организации системы безопасности в акватории Черного моря, то, скорее всего, только на прибрежном инфраструктурном уровне.