Бумеранг безнаказанности

Из Чечни – только хорошие новости!

Нет, правда! Есть и хорошие новости: вот матери сына семилетнего вернули. Три года она не могла его увидеть. В 2013-м сына, родившегося и жившего в Москве, отец похитил прямо из детского сада и увез к себе в Чечню. Потом отец погиб. Но сына не вернули. Воспитывался он в семье отца.

По обычаю.

А теперь, после решения Европейского суда по правам человека, полицейские сына матери вернули.

Как видим, право иногда торжествует. Там, где речь идет о делах частных.

К сожалению, по сотням и сотням других решений Страсбурга такой исход невозможен. Ни одного из тысяч сыновей исчезнувших за последние два десятилетия матерям ведь не вернули. Потому что в этом случае никакая полиция не работает. И никакой Следственный комитет. Потому что не могут. Потому что в таких случаях с роковой неумолимостью включается другой механизм. Механизм организованной, системной безнаказанности. Не возбуждают уголовные дела. А если и возбуждают, то не расследуют. А если таки расследуют, то на каком-то этапе все равно – «стоп-машина». Свидетели и подозреваемые не идут на допрос. Обвиняемых освобождают из-под стражи. Бывает, что и по решению руководства Следственного комитета, как недавно было с ханты-мансийскими милиционерами, подполковниками Мининым и Прилепиным. Десять лет жили они припеваючи, находясь в розыске по делу об исчезновении в 2001-м в Грозном Зелимхана Мурдалова. А теперь обоих объявили невиновными (впрочем, об этом деле мы уже как-то говорили).

Your browser doesn’t support HTML5

Бумеранг безнаказанности

Силовики – государевы люди и княжеские боевые холопы – все эти годы определенно пользовались неприкосновенностью. А теперь эта безнаказанность бумерангом вернулась из Чечни в Россию.

Вот на днях адвокаты родственников убитого в прошлом году Бориса Немцова рассказали журналистам, что ими-де направлено письмо руководителю следственной группы. Адвокаты утверждают, что в материалах уголовного дела весьма убедительно прослеживается связь предполагаемых убийц с чеченскими чиновниками и силовиками. И что их, этих силовиков и чиновников, неплохо бы допросить.

Так, командировочное удостоверения «с открытой датой», подписанное Алибеком Делимхановым, командиром спецподразделения внутренних войск «Север», было у Руслана Геремеева, которого адвокаты называют организатором преступления.

Самого Руслана Геремеева уже много месяцев допросить не удается ни СК, ни ФСБ.

А вот еще: в квартире на Веерной улице, где обитали киллеры, обнаружены электронные ключи от номера в «Президент-Отеле», который числится за сенатором от Чечни Сулейманом Геремеевым. Родственником Геремеева Руслана.

А брат Руслана Геремеева оказался владельцем той самой квартиры на Веерной. Оперативники даже посетили дом, где вроде как живет Артур Геремеев. Постучали. Но им никто не открыл...

Всего в письме адвокатов перечислены десять человек, которых, по их мнению, надлежало бы допросить. Сам глава республики. Несколько Делимхановых: депутат Госдумы, начальник вневедомственной охраны МВД Чечни, командир «Севера». Геремеевы, в том числе сенатор и начальник РОВД.

Что теперь делать следователю Николаю Тутевичу, который ведет дело об убийстве Немцова? Положение – хуже губернаторского. Его предшественник, генерал Игорь Краснов, расследовал дело столь быстро и успешно, что на днях Путин назначил его заместителем начальника Следственного комитета. От греха подальше... Стоит ли требовать невозможного?

Или лучше порадуемся тому, что есть? Вот матери ребенка вернули. Хоть и вопреки обычаю...

Теперь тут другие обычаи. Их бдительно охраняют и стерегут. Своих – не сдают.

Из Чечни – только хорошие новости!