Миссия «не выполнена» или не выполнима?

В НАТО не принимают государств с неразрешенными территориальными проблемами. Между тем простодушные комментаторы в Тбилиси искренне полагают, что как раз НАТО поможет Грузии в «возврате территорий»

Вчера на военной базе в Вазиани, недалеко от Тбилиси, начались ежегодные учения «Достойный партнер», которые продлятся до 26 мая и в которых принимают участие 500 грузинских, 650 американских и 150 британских военнослужащих. Впервые на пароме из Болгарии в грузинский порт Поти были доставлены для участия в них американские танки М1А2 «Абрамс». В связи с этими грузино-натовскими маневрами Москва и Тбилиси обменялись ритуальными заявлениями.

МИД России назвал их «провокационным шагом», который нацелен «на сознательное раскачивание военно-политической обстановки в Закавказском регионе». Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили ответил, что «абсолютно ничего провокационного в этом нет» и что они не направлены против кого-либо. Невольно вспомнилось, как подобную «озабоченность и возмущение» вызывают в Тбилиси совместные российско-абхазские и российско-югоосетинские военные учения, в ответ на что звучит удивление: а вам-то что до этого? И мы, мол, ничего не дестабилизируем, а, наоборот, стабилизируем. Словом, все как всегда…

Your browser doesn’t support HTML5

Миссия «не выполнена» или не выполнима?

Гораздо большее внимание наблюдателей в Абхазии привлекли прозвучавшие неделей раньше, 4 мая, слова председателя парламента Грузии Давида Усупашвили в рамках торжественного мероприятия, посвященного 25-летию основания Вооруженных сил Грузии. Он заявил, что «в условиях российской оккупации» миссия грузинской армии остается невыполненной и что эта миссия «обязательно будет выполнена», так как «возможность этого и надежду на это нам дает героизм наших солдат, офицеров, сила нашего грузинского государства и наши партнеры, которые были представлены на сегодняшнем мероприятии, представители государств-членов НАТО».

А ведь еще не так давно, месяц назад, после кровавого обострения на линии армяно-азербайджанского противостояния, эксперты дружно отмечали, что, в отличие от позиции официального Баку, многие представители которого откровенно говорят о возможности и вероятности силового решения задачи восстановления территориальной целостности страны, в Тбилиси в последние годы такая риторика в выступлениях представителей власти была полностью исключена, звучали только благостные призывы к «абхазским и осетинским братьям» вернуться в лоно матери-Грузии.

Слова Усупашвили о «миссии» вызвали протест МИД РФ, прозвучавший в комментарии департамента информации и печати. Не могли не обратить внимание на них и в самой Грузии. Так, позавчера грузинский политик и публицист Арно Хидирбегишвили выступил в ИА REX с текстом, в котором назвал провокационным заявление главы законодательной ветви грузинской власти. И подчеркнул, что «с 1 октября 2012 года, то есть с момента прихода новой власти Бидзины Иванишвили, Москва ни разу не позволила себе заявить о «реваншистских устремлениях Тбилиси», несмотря на оставшийся прежним внешнеполитический (евроатлантический) курс страны, перешедший по наследству от власти Михаила Саакашвили. Но 6 мая 2016 года Москва уже не выдержала, за что мы должны быть «благодарны» перешедшему в оппозицию председателю грузинского парламента». Арно не без сарказма пишет о том, что Усупашвили, являющийся «директором грузинского филиала Республиканской партии США и мужем министра обороны Грузии Тины Хидашели», обычно бывал более осторожным в своих высказываниях.

Кстати, на мой взгляд, и сам Арно Хидирбегишвили, справедливо опасаясь, что в его адрес в Тбилиси полетят обвинения в национал-предательстве, проявил чудеса осторожности при выборе заголовка своего выступления. Он звучит так: «Мид Грузии признал независимость Абхазии и Южной Осетии?» Хитрость тут в замысловатых логических построениях Арно. Процитировав заявление МИД: «Грузия является независимым и суверенным государством, имеющим право проводить на своей территории любые учения», он напоминает, что «государственный суверенитет – это верховенство государственной власти на всей территории государства. Так как в Абхазии и Южной Осетии государственная власть Грузии, равно как и Конституция, не действует, Грузия сегодня не является суверенным государством, или может считаться таковым только в границах той территории, на которую распространяется верховенство государственной власти, то есть – без Абхазии и Южной Осетии. Означает ли это, что МИД Грузии косвенно признает независимость последних, заявляя о суверенитете Грузии?»

Но вернемся от этой «патриотической казуистики» к господину Усупашвили. В чем причина того, что он так осмелел или потерял осторожность? Может, ему надоело находиться в тени своей супруги – дамы, то и дело привлекающей к себе внимание воинственными заявлениями? Думаю, что свою роль сыграл и психологический контекст, в котором произносились его слова. Миссия на его долю, прямо скажем, выпала непростая. Четвертьвековой юбилей – это дата, которая настраивает на перечисление «славных завоеваний», а тут первым делом, никуда от этого не деться, вспоминаются «драп» грузинских военных в сентябре 1993 года из Абхазии, а в августе 2008-го – из Южной Осетии и Кодорского ущелья Абхазии. Сразу оговорюсь: я вовсе не хочу принижать национальное достоинство грузин и отказывать представителям грузинского народа в храбрости и самопожертвовании. Кстати, в дни празднования 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне один абхазский интернет-пользователь привел в «Фейсбуке» известный т.н. рейтинг героизма советских народов (число Героев Советского Союза на число населения); так вот, в этом списке грузины находятся в верхней его части (впрочем, осетины с абхазами в нем выше). Но факт остается фактом, историю первых двадцати пяти лет существования грузинской армии ну никак, при всем желании, славной и героической не назовешь.

На форуме российского сайта ИА REGNUM, где был размещен текст «Невыполненная миссия» грузинской армии» с «Грузия online», разгорелись интернет-баталии. На комментарии российских пользователей: «Мало люлей в 2008 получили? Вот же мазохисты какие»; «Бежали храбрые грузины...»; «Самоубийцы. Впрочем, думаю, на этот раз – болтовня» – грузинские отвечали такими: «Надеюсь, эти учения помогут грузинской армии стать более боеспособной и в случае очередной агрессии уничтожить больше оккупантов!»; «Настанет тот день, когда Грузия вступит в НАТО, вот тогда и посмотрим, хватит ли духа у варваров с севера напасть еще раз. Варвары считают себя героями, они победили грузинскую армии; с НАТО повоюйте, герои, там вам быстро объяснят, кто вы на самом деле!»

Все дело, однако, в том, что в НАТО не принимают государств с неразрешенными территориальными проблемами, между тем, как вот такие простодушные комментаторы в Тбилиси искренне полагают, что как раз НАТО Грузии в «возврате территорий» и поможет, обязана помочь. А вот зачем «варварам» еще раз нападать? Наверное, простодушный подразумевает: после того, как грузинская армия отправится для «восстановления конституционного порядка» в Сухум и Цхинвал…

Один мой сухумский знакомый, комментируя все эти заявления, заметил: если в 2008-м Джордж Буш, который в эйфории назвал Грузию «маяком демократии» и именем которого был назван проспект в Тбилиси, не решился ввязываться в войну с Россией, то кому в голову взбредет это сейчас? Ну, а Усупашвили… Надо же было ему что-то этакое, бодро-праздничное сказать!

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия