Сегодня в Абхазии праздничный выходной день – день памяти Святого апостола Симона Кананита. В качестве выходного он отмечается в третий раз, хотя и до того многие годы 23 мая было в Абхазии памятным рабочим днем, и в Новом Афоне ежегодно проходили торжественные богослужения с участием многочисленных зарубежных паломников.
Симон Кананит вместе с другим апостолом Христа Андреем Первозванным отправился на Кавказ, избрав это место для проповедей. Андрей Первозванный отправился дальше, в Скифию, а Симон Кананит, по преданию, поселился в уединенном местечке Псырцха (ныне – Новый Афон), в пещере на берегу одноименной реки. Было это в 55-м году нашей эры.
Симон Кананит первым начал крещение местных жителей – предков современных абхазов. Но христианство только устанавливалось в этой части Понта Эвксинского, и римские легионеры из гарнизона в Себастополисе (нынешний Сухум) схватили Симона Кананита и то ли отрубили апостолу голову, то ли, по другим текстам, распилили заживо пилой, то ли распяли на кресте.
Your browser doesn’t support HTML5
Но сегодня хочу остановиться совсем на другом. Если бы апостол мог знать, какие события развернутся в местах его трагической гибели и какие страсти, связанные с днем памяти о нем, будут бушевать спустя 1961 год после нее…
Напомню, что в последние недели в Абхазии вновь обострилась ситуация, связанная с существующим в республике уже больше десятилетия внутрицерковным расколом. После того, как созданная пять лет назад Священная митрополия Абхазии во главе с архимандритом Дорофеем (Дбаром) объявила о намечаемом на 15 мая Втором Церковно-народном собрании, активизировалась противная сторона – Абхазская православная церковь во главе с иереем Виссарионом (Аплиаа), которая до регистрации в Минюсте в прошлом году именовалась Сухумо-Пицундской епархией. Ее сторонники стали требовать от светской власти выдворения СМА из Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря. 15 мая СМА провела собрание, которое избрало новый состав ее совета и приняло обращение митрополии к Всеправославному собору, который впервые за много веков откроется 19 июня на греческом острове Крит, с просьбой о восстановлении автокефалии Абхазской Церкви. Но 19 мая на пресс-конференции председатель церковного совета Абхазской православной церкви о. Виссарион призвал свою паству 22 и 23 мая принять участие в торжественном молебне, посвященном Святому апостолу Симону Кананиту, в Новоафонском монастыре, где служат руководители СМА. «Мы не собираемся спрашивать у кого-либо разрешения на проведение молитвы, и никто не вправе нам помешать. Потому что Новоафонский монастырь принадлежит Абхазской православной церкви. Члены СМА могут принять участие в молебне в качестве мирян, но не как клирики», – сказал иерей. По его словам, члены СМА могут спровоцировать конфликтную ситуацию, встретить их «каменьями», «но представители АПЦ настроены мирно и отвечать на агрессивные действия не будут». Он уточнил, что торжественные мероприятия, посвященные дню Симона Кананита, начнутся в Новоафонском монастыре 22 мая, в 17.00, с Всенощного бдения, предваряющего торжественную литургию. Сама праздничная литургия пройдет 23 мая, в 9.30 утра.
Обстановка моментально накалилась. Все в абхазском обществе, кто «в теме», сразу представили себе возможный ход событий. Разумеется, дело совсем не в молебне (в последние годы «виссарионовцы», бывало, проводили такие молебны в память апостола в небольшом древнем храме, построенном на его мощах, у моря, а «дорофеевцы» – в монастыре, расположенном выше, и они делали это, не мешая друг другу), а в том, что, войдя в монастырь, представители и сторонники АПЦ сделали бы все, чтобы там и остаться. Тут напрашивается прямая аналогия со сменой властной команды в Абхазии в 2005 и 2014 годах: оба раза она происходила после того, как вот так, «явочным порядком», занималась администрация президента. Да, Новоафонский собор, куда почти круглый год едут и едут российские туристы и паломники, – весьма доходное место, хотя, конечно, сводить все к бизнес-интересам было бы упрощением. Но будем в то же время реалистами: материальная составляющая тут достаточно важна. Злые языки утверждали, что когда года три назад АПЦ резко поставила вопрос о выносе органа из Пицундского храма, прекращении там концертов и возобновлении в нем церковных служб, несомненную роль сыграло нахождение его тоже на популярном туристском маршруте.
Ну, а если на пути сторонников АПЦ встали бы в воскресенье миряне-новоафонцы, да и не только новоафонцы, что в общем-то неизбежно? Кстати, подобная ситуация назревала и пять лет назад, но тогда не было такой мощной информационной подготовки. Конечно, в интернет-сообществе сразу пришли в ужас: только такого побоища и позорища Абхазии не хватало! Причем в присутствии массы зарубежных паломников и в канун летнего курортного сезона…
На следующий день, в пятницу, архимандрит Дорофей провел в Сухуме ответную пресс-конференцию.
Около сорока представителей почти четырехтысячной московской абхазской диаспоры опубликовали в СМИ исполненное тревоги официальное обращение к АПЦ и СМА, в котором взывали к благоразумию.
В субботу 21 мая утром, делясь с одним собеседником тревогами и прогнозами относительно завтрашнего дня в Новом Афоне, я, впрочем, высказал предположение, что все утрясется: было бы полным абсурдом со стороны руководства страны допускать возможность такого столкновения. И точно… В тот же день состоялась встреча президента Рауля Хаджимба с о. Виссарионом, в которой приняли участие спикер парламента Валерий Бганба и руководитель администрации президента Беслан Барциц. Как сообщает «Апсныпресс», президент призвал о. Виссариона «в светлый День Святого апостола Симона Кананита не предпринимать каких-либо действий, которые могут привести к росту напряженности в обществе и только усугубить конфликтные отношения внутри абхазской церкви. Отец Виссарион Аплиаа внял доводам президента и принял решение отказаться от проведения службы в монастыре св. ап. Симона Кананита в Новом Афоне 22 и 23 мая ради сохранения мира и спокойствия в обществе и во благо всех православных верующих Абхазии».
Один из интернет-пользователей отозвался на это таким комментарием: «Детский сад, однако! Сначала я буду угрожать, потом ты меня уговори, и я, чтобы показать, какие ты и я умные и мудрые, откажусь от своих угроз. Это игра такая?! Жизнь - театр: кто-то зритель, кто-то актеры. Сыграно, как по нотам». Однако большинство моих собеседников было склонно оценивать это несколько иначе: очень многие, мол, привыкли действовать по принципу: «Прокатит – не прокатит» - вот и все.
А празднование прошло, слава Богу, благополучно, без эксцессов. О. Виссарион отслужил божественную литургию с водосвятным молебном в кафедральном соборе в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Сухуме.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия