В течение целого дня сегодня в Тбилиси не стихал ажиотаж вокруг перспективы безвизового режима Грузии с ЕС. Всколыхнула общество информация грузинских СМИ. Ссылаясь на брюссельского корреспондента Радио Свобода Рикарда Йозвяка, местные СМИ стали утверждать, что в Комитете постоянных представителей стран ЕС в Брюсселе не смогли договориться по вопросу визовой либерализации для Грузии.
Рикард Йозвяк, брюссельский корреспондент Радио Свобода, размещая в своем микроблоге Twitter информацию о том, что накануне послами ЕС не было принято никаких решений по вопросу одобрения визовой либерализации Грузии с ЕС, вряд ли предполагал, что станет причиной скандала. Его слова местными агентствами и СМИ были переведены и интерпретированы как «перенос», «несогласие», а некоторыми – как «отказ» ЕС Грузии в визовой либерализации. Речь идет о заседании Комитета постоянных представителей стран ЕС, ответственного за подготовку окончательного варианта решений, которые должен утвердить Совет Европы. Комитет до 9 июня, на которое назначено заседание Совета министров МВД и юстиции стран ЕС, должен одобрить вопрос безвизового режима для Грузии.
Your browser doesn’t support HTML5
Внести ясность в недоразумение решил министр иностранных дел Грузии Михаил Джанелидзе:
«Вчера обсуждение вопроса никуда не переносили, вчера было рассмотрение вопроса, как это было запланировано. Вы можете сами увидеть повестку дня Комитета постоянных представителей ЕС. Это было первое чтение, в ходе которого отдельно обсуждался вопрос Грузии, и это очень важно. Это было предварительное условие. Постоянные представители готовят решение для Совета, а его заседание назначено на начало июня».
Для подготовки документов у комитета (COREPER) достаточно времени, ведь до 9 июня у них по плану намечены еще четыре встречи.
То, что послы ЕС на первом же заседании не приняли решение, – не большая проблема для Грузии, уверяет и невольный «зачинщик» скандала – брюссельский корреспондент Радио Свобода Рикард Йозвяк. Вот что он заявил тбилисскому бюро грузинской службы Радио Свобода:
«Это было первое обсуждение вопроса послами ЕС. И не всегда комитет принимает решения с первого раза. Есть еще одна причина. Некоторые страны, особенно Франция и Бельгия, ждут решения Европарламента по вопросу механизма ограничения безвизового режима, который даст странам ЕС возможность в упрощенном порядке на время отменить безвизовый режим в случае, если наплыв иностранных граждан (государств, у которых есть или будет безвизовый режим), к примеру, из Грузии, будет слишком большим».
Механизм приостановления безвизового режима у ЕС был всегда, поясняет директор Центра Европейских исследований Каха Гоголашвили. Сейчас речь идет об его упрощении. Эти изменения дадут возможность конкретным государствам ЕС, не дожидаясь согласия остальных членов, в индивидуальном порядке приостановить на время безвизовый режим с государством, чьи граждане в массовом порядке нарушают условия пребывания в какой-нибудь стране ЕС. Такая проблема не грозит Грузии, убежден Каха Гоголашвили. Не сомневается он и в окончательном положительном ответе ЕС на установление безвизового режима. Ключевым вопросом здесь является, по его мнению, вопрос «когда?».
«Если на Комитете постоянных представителей ЕС (COREPER) не достигают консенсуса, идет простое голосование и вопрос утверждается большинством голосов. Комитет обязан принять решение к заседанию Совета ЕС. После того как Совет утвердит решение о безвизовом режиме, за него должен проголосовать Европарламент, пленарные сессии которого завершаются 8 июля. Если успеть к этому времени, то уже в сентябре, максимум – в начале октября будет задействован безвизовый режим».
Если же все эти процедуры не уложатся во времени, то обсуждение вопроса будет перенесено на сентябрь. А это может оказаться не очень благоприятным для Грузии. По словам Кахи Гоголашвили, осенью в Грузии должны пройти парламентские выборы, и если политическая борьба накалится, европарламентарии могут приостановить процесс и дождаться результатов голосования. В этом случае задействование безвизового режима для Грузии может оттянуться до конца года.