Власти Южной Осетии перенесли референдум по вхождению в состав России на 2017 год. Он состоится после президентских выборов. Об этом говорится в совместном заявлении президента Леонида Тибилова и председателя парламента Анатолия Бибилова, с которым они выступили по итогам заседания политсовета.
Обсудить и выработать единое решение по референдуму на политсовет при президенте Южной Осетии сегодня пригласили представителей политических партий, общественных объединений, журналистов, глав министерств и ведомств – всего 37 человек. После долгой вступительной речи президент Леонид Тибилов предложил высказаться каждому. Он еще раз напомнил о встрече с главой российского государства Владимиром Путиным, с которым обсуждал и вопрос проведения референдума по воссоединению с Россией:
«Еще раз хочу довести до вас, что Владимир Владимирович поддержал вариант, который касается проведения референдума в рамках своего государства, то есть в рамках внутригосударственного контекста».
Your browser doesn’t support HTML5
Опрос участников процесса больше напоминал строгое тестирование: «Что вы думаете по поводу целесообразности проведения референдума и сроков, а что думают по этому поводу у вас в районах или в ваших коллективах?» – спрашивал Леонид Тибилов. Ответ – только после выборов президента и при подготовке населения к нему – был самым распространенным.
На фоне однотипных выступлений интересными оказались мнения главы КП РЮО Станислава Кочиева и главы ЦИК Беллы Плиевой. Говорит Станислав Кочиев:
«Я сам, лично, считаю, что этот референдум является раздражающим фактором перед выборами. Но референдум сам по себе – судьбоносный. И мы не должны ни в коем случае превращать его в заложника, а тем более в жертву выборов. Поэтому я предлагаю перенести референдум, чтобы наши мозги, возбужденные, воспаленные мозги осели, и чтобы мы взвешенно приняли решение».
Глава ЦИК Белла Плиева отметила, что республике нужно время для подготовки плебисцита:
«Это сложный вопрос, который сегодня может неоднозначно восприниматься каждым, кто проживает на нашей территории. Хотя в основном, да, мы все хотим быть с Россией. Но наше дело – подготовить, провести и дать хороший результат, потому что это очень серьезный вопрос, и выйти с процентом 51 будет очень стыдно. Нам надо как следует поработать с населением. Народ должен знать, с чем он идет на избирательные участки, потому что во время выборов бывает очень много инакомыслящих, которые пытаются сбить с толку голосующего. И чтобы этого не было, каждый должен четко знать, с чем он идет в кабину. Для этого нужно время».
Неоднозначную реакцию вызвало выступление и.о. министра иностранных дел Андрея Цховребова:
«Я не буду сейчас подробно останавливаться на политических рисках, которые грозят и нам, и нашему стратегическому партнеру в случае проведения референдума в ближайшее время. Я согласен с мнением коллег, которые говорят, что общественное мнение должно быть подготовлено. Тем не менее хотел бы сказать еще и о том, как будет восприниматься… Мы же говорим о том, что Южная Осетия является частично признанным государством. Мы должны понимать, какие перспективы у дальнейшего признания будут существовать в случае добровольного отказа от суверенитета. Абсолютно никаких! Леонид Харитонович, эти шансы тают с каждым днем обсуждения этой темы (референдума). Такой небольшой пример: работая в посольстве РЮО в Москве, естественно, встречался с дипломатами различных стран. Когда мы говорили о противодействии, которое оказывается Грузией и ее партнерами в деле дальнейшего продвижения признания Южной Осетии, они спрашивали: что вы хотите, вы говорите с нами о признании и в то же время хотите в Россию».
Цховребова стали прерывать еще активнее, когда он заговорил о финансировании будущего референдума:
«Леонид Харитонович, я буду за перенос референдума до момента, когда Южная Осетия сможет взять на себя расходы по его проведению. Это в данном случае имеет еще и моральную составляющую. Проводить референдум на финансовые средства страны, которая сейчас не готова нас принять…»
Не обошлось по обыкновению и без небольших словесных перепалок между президентом Леонидом Тибиловым и спикером парламента Анатолием Бибиловым. Однако решение политсовета было однозначным: «Считать целесообразным проведение референдума по вопросу о вхождении в состав России в 2017 году, после проведения президентских выборов». Ближе к вечеру появилось и совместное заявление руководителей двух ветвей власти, в котором и президент, и спикер парламента поддержали это решение: «Руководствуясь долгосрочными интересами югоосетинского народа и стремясь обеспечить стабильность общественно-политической обстановки в республике, поддерживаем решение политического совета о целесообразности проведения референдума по вопросу о вхождении Республики Южная Осетия в состав Российской Федерации в 2017 году, после проведения выборов президента республики», – говорится в совместном заявлении.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия