Заканчивается уже третий день чемпионата мира по футболу среди команд, не принятых в ФИФА. Это, конечно, если считать за таковой день и субботу 28 мая, когда на сухумском городском стадионе «Динамо» в девять вечера началась и продолжалась почти два часа церемония открытия чемпионата.
Прежде всего, хочется сказать то, что наверняка должно оправдаться, если не произойдет никаких ЧП, уверенное заявление президента Конфедерации независимых футбольных ассоциаций Пера Андерса Блинда на пресс-конференции в Сухуме накануне ЧМ, что это будет лучший турнир, организованный ConIFA. И Блинд тут вовсе не выступал в роли некоего прорицателя, просто он был хорошо проинформирован о готовности принимающей стороны и всех ее планах. Достаточно уже было того факта, что впервые за короткую историю ConIFA, которой нет еще и трех лет, за организацию чемпионата взялось государство.
Your browser doesn’t support HTML5
Кстати, очень распространенная ошибка многочисленных зарубежных СМИ, которые откликнулись на начало ЧМ в Абхазии, – что в этом турнире участвуют «сборные непризнанных государств». На самом деле из 12 участниц ЧМ-2016 представляющими непризнанными государства верно будет назвать разве что две сборные – Сомалиленда и Иракского Курдистана. А вот Абхазия и Северный Кипр – это частично признанные государства. Большинство же остальных территорий и этносов, представленных на чемпионате, и не претендуют на создание своих государств. Ну, возьмем, к примеру, команду «Корейцы в Японии», представляющую дисперсно живущую в Японии 700-тысячную корейскую диаспору. Численность народа саами (лопари) – примерно в десять раз меньше, и, хотя они живут на весьма большой территории на севере четырех стран Европы (в основном Норвегии, а также Швеции, Финляндии и России), подобных претензий, насколько знаю, у них тоже нет. Тем не менее создание их футбольной команды – сборной Лапландии – нетрудно догадаться, зиждется на стремлении напомнить миру о своем существовании, своих проблемах. Так же, как и создание сборной цыган (Рома), представляющей разбросанный по миру 12-миллионный этнос, и многих других (всего в конфедерацию входит 35 команд).
Но, может, самый яркий пример на этом чемпионате страстного желания заявить, даже прокричать человечеству о своих проблемах, – это сборная островов Чагос. Парадокс в том, что на этом маленьком архипелаге в Индийском океане, в пятистах километрах южнее Мальдивских островов, сегодня вообще нет постоянных жителей, есть только служащие военно-морской базы США на одном из его островов – Диего-Гарсия. В шестидесятые годы прошлого века Великобритания, которой принадлежит архипелаг (на него, впрочем, претендует и близлежащий остров Маврикий) бесцеремонно выселила ради сдачи его в аренду американцам и получения собственных выгод все две тысячи обитателей островов. Они и их потомки живут ныне на Маврикии и в самой Англии, и лишь недавно им разрешили посещать острова в качестве туристов. Автор одной недавней интернет-публикации сравнивал поведение английского правительства по отношению к малочисленным народам в двух случаях: когда Лондону это выгодно, он громко заявляет о правах такого же по численности населения Фолклендских островов (ибо те изъявили желание быть под властью Великобритании, а не Аргентины), а вот когда нет, полностью игнорирует права жителей Чагоса. Кстати, именно в этом году истекает срок аренды территории под военно-морскую базу США, и это, несомненно, стало стимулом для выступления чагосцев на альтернативном чемпионате мира по футболу.
Вчера, в воскресенье, около восьми вечера, они вышли на поле стадиона «Динамо» в Сухуме перед матчем со сборной Абхазии со своим флагом, на котором в глаза прежде всего бросаются условное изображение морских волн, британский флаг и маленькая пальма. Внешность чагосцев весьма своеобразна, если не сказать, уникальна; глядя на них, я сразу вспомнил строчки из Википедии о том, что это потомки в основном чернокожих африканцев, с небольшой индийской примесью.
Конечно, команда Абхазии, в которой немало футболистов, играющих за солидные команды из областных центров в России, разгромила чагосцев, забив девять безответных голов. Все в мире относительно: Абхазию тут можно сравнить со свифтовским Гулливером, который на острове великанов выглядел как карлик, но среди лилипутов – гигантом... Переполненный стадион, кстати, с симпатией относился к островитянам и даже порой начинал за них как бы болеть; помню, за моей спиной какой-то парень под шутки и добрый смех окружающих начал скандировать: «Ча-гос! Ча-гос!» Подобное, как потом узнал, происходило и в других местах стадиона.
Как и на церемонии открытия чемпионата, я находился на этом матче всего первые полчаса, а потом уехал досматривать происходящее по телевизору дома, который в трех минутах езды от стадиона. Объясню почему. Мне, разумеется, хотелось окунуться в атмосферу стадиона, но, когда появлялся там (с бейджем об аккредитации, а где пресловутая «ложа прессы», даже не искал), все 4200 мест были уже заняты, и приходилось стоять внизу, в толпе у каменного бортика. Причем до вчерашнего вечера я рассуждал и так, что на церемонию открытия пришли не только и не столько болельщики футбола, сколько просто «тусовщики», желающие быть всегда в центре событий. Но потом выяснилось: на стартовый матч турнира с участием абхазской сборной пришло и приехало еще больше народу. И, разумеется, в нашем маленьком городе, где «все свои», немало безбилетников проходило-таки на стадион уже после начала матча. Многим сидящим на первых рядах трибун из-за их спин не было видно происходящего на поле и приходилось смотреть тоже стоя.
Впрочем, все это, думаю, мелочи. Главнее – то, что рассеялись мои сомнения накануне чемпионата, будет ли вообще кто-то покупать билеты на футбол, поскольку двадцать лет до этого даже на бесплатные матчи на Республиканский стадион приходила лишь кучка болельщиков. Но чемпионат мира сделал свое дело.
Тем не менее пошел сегодня в три часа дня на матч в Сухуме команд Секейский край – Корейцы в Японии, чтобы посмотреть на ситуацию, когда Абхазия не играет. На входе билеты не спрашивали, только проверяли проходящих металлоискателем. На трибунах было несколько сот человек… Все оказалось продумано правильно. Без билетов на «ажиотажные» мероприятия на стадионе творилось бы что-то несусветное, ну, а если на игру никто билеты не брал, то почему бы и не пропустить людей бесплатно? В первом тайме, на мой взгляд, предпочтительнее выглядели секеи (венгры из Румынии), но во втором малорослые и щуплые по сравнению с ними корейцы поднажали и забили безответный мяч. Внимание местной публики не мог не привлечь один из корейцев, которого зовут… Шота Айба.
И в заключение коротко об итогах первых матчей чемпионата – в Сухуме и Гагре. Иракский Курдистан обыграл Секейский край 3:0, Северный Кипр – Паданию 2:1, Лапландия – Сомалиленд 4:0, Падания – Рецию 6:0.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия