В Северной Осетии создан Совет служителей древних святилищ. Организация ставит целью сохранение осетинских обычаев и традиций.
Служителей святилищ в Осетии называют «дзуары лæгтæ» и «кувæг лæгтæ». В горной и равнинной Осетии распложены многочисленные «дзуары» – древние памятники традиционных верований осетинского народа, которым поклоняются и в наши дни. В нартском эпосе существует группа дзуаров – «Семь дзуаров». Согласно древней легенде, герой нартского эпоса – олицетворение мужества и отваги, непобедимый воин Батраз, вступив в бой с небожителями, обрел смерть в битве с божествами. Батраз, родившийся из спины своего отца – одного из старейшин нартов Хамыца, выскочил оттуда раскаленным, как огонь, обитал либо у матери в море, либо на небе у закалившего его кузнеца Курдалагона. На землю спускался, чтобы совершить подвиг, и каждое его появление сопровождается в нартских сказаниях образом грома, молнии и вихря. Батраз представляет образ духа грозы, и неудивительно, что после смерти он вознесся на небо, а Бог пролил по нему три слезы. Осетины верят, что на месте падения этих трех слез возникли главные для осетин три святилища – Реком, Мыкалгабырта и Таранджелос (расположен в Трусовском ущелье Казбекского района Грузии).
Your browser doesn’t support HTML5
Всего в Южной и Северной Осетии насчитывается несколько тысяч святилищ. Паломники приезжают к святым местам с ранней весны до поздней осени. Обязательным ритуалом считается подношение трех пирогов, трех правых ребер принесенного в жертву быка и кувшина с осетинским пивом.
«Дзуар» в осетинской мифологии и нартском эпосе – это собирательное название божеств, духов, ангела-хранителя, обозначает также святилище, посвященное определенному божеству. У многих осетин есть собственные фамильные дзуары. До сих пор сохранились и дзуары отдельных ущелий и селений. Святое место, святилище также является топонимическим объектом: для традиционного осетина в качестве почитаемого, для путешественника – точка обозначения местности.
В последние годы в Осетии заговорили о проблеме искажения первоначального духовного значения дзуаров. Молодое поколение, забывая традиции, стало привносить несвойственные традиционным верованиям и ритуальному обряду новшества. Зачастую посещение осетинских святилищ сводится к отдыху за городом, игнорируется сакральное значение этих мест.
Председатель «Иудзинад» Батраз Кучиев рассказал мне, что общественное движение провело пять собраний с участием «дзуары лæгтæ», и итогом острых дискуссий стало решение создать единый коллегиальный орган, который бы объединил и координировал деятельность «дзуары лæгтæ» по сохранению «ирон æгъдау» – традиционного мировоззрения осетин. Говорит председатель организации «Иудзинад» Батраз Кучиев:
«Впервые в Осетии произошло событие, которое позволило объединить «дзуары лæгтæ» и «кувæг лæгтæ» в единый Совет «дзуары лæгтæ» единой Осетии без географических границ. В этот Совет входят и Южная Осетия, и Северная Осетия. Разговор, конечно же, коснулся и Трусовского ущелья, где расположено множество осетинских святилищ, которые в результате сложившейся ситуации остаются вне поля нашего внимания, к сожалению. Но они, конечно же, не забыты. Совет начал свою работу с первого же дня. Мы приняли участие в праздновании святилища Новый Батако, куда были приглашены члены Совета и движения «Иудзинад». Надеюсь, это объединение повлечет положительные изменения и объединит нашу нацию, станет еще одной консолидирующей структурой осетинского народа».
В Совете считают, что необходимо установить возле святых мест стенды, баннеры, информирующие посетителей о правилах поведения в святых местах. Говорит Батраз Кучиев:
«Наслоилось много чуждого, чего у осетин никогда не было. Есть и регламентация поведения. Нарушается этот регламент. Могут прийти в какой угодно одежде, вызывающе себя вести. Это категорически запрещено. Вопрос не касается религии. У нас есть мировоззрение «ирон æгъдау» – комплекс мер и этикет. Мы не касаемся ни религии, ни политики, но мы должны сохранить свою идентичность, сообща повлиять на ситуацию, и поэтому создан этот Совет, куда вошли наши уважаемые старшие, чей авторитет в народе велик. Хочу подчеркнуть, что наш Совет не занимается вопросами финансовыми – пожертвованиями «мысайнæгтæ», которые собираются в святилищах».
Святилище Тхосты Уастырджийы Дзуар датируется IX веком н.э. и распложено в самом высокогорном селении Даргавского ущелья – Джимара. Паломники стекаются сюда в ноябре, когда осетины отмечают Джеоргуыба. Анатолий Варзиев стал служителем в 25 лет. Сейчас ему 60. Всю свою жизни он поклоняется этому святому. Говорит «дзуары лæг» святилища Тхосты Уастырджи дзуар Анатолий Варзиев:
«Созданный совет будет доводить до молодежи те сакральные знания, которые мы унаследовали от предков тысячелетия назад, чтобы осетинская молодежь знала, какими знаниями владели их предки. Чьей-то собственностью сакральные места и святилища не могут быть, будь то организации или частные лица. Эти памятники духовного наследия осетин тысячелетиями передавались из поколения в поколение, и мы должны оставить их своим потомкам. «Дзуары лæгтæ» избирается жеребьевкой. Им может стать осетин с незапятнанной репутацией, честный и уважаемый в народе человек. Возрастные ограничения – от двадцати лет и старше. Кому выпадет жребий, тот и становится избранным, в обязанности которого входит служение святилищу».
Анатолий Варзиев говорит, что издревле осетины возносили молитвы в определенное время, чтобы Всевышний их услышал:
«Осетины, почитающие Единого Бога, еще в древности знали, что молитву Всевышнему необходимо произносить в определенное время, в определенный день, при определенном расположении звезд и солнца. Тогда Бог принимает эту молитву, вознесенную в свое время и свой час. Если раньше или позже, то такая молитва не идет вверх, не достигает небес. На моих глазах излечивались больные. Много чудесного происходило на моих глазах. Многократно по воле Бога», – говорит служитель святилища Анатолий Варзиев.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия