Кто владеет информацией?

Изида Чаниа

На прошлой неделе российские СМИ, почти единодушно промолчавшие о проходившем в Абхазии чемпионате мира по футболу по версии CONIFA, неожиданно взорвали информационное пространство сообщениями о нашей стране. Произошло это безо всякого видимого информационного повода. Просто представитель российского государственного информационного агентства РИА «Новости», невзначай посетивший Абхазию во время чемпионата по футболу, взял расплывчатое интервью у премьер-министра Абхазии Артура Миквабия.

Разговор был обо всем и ни о чем конкретно. Корреспондент, возможно, попутав Южную Осетию с Абхазией, зачем-то привел интервью к осетинскому референдуму о присоединении к России. На этот совершенно выбивающийся из абхазского контекста вопрос Миквабия ответил с удивлением и совершенно искренне: Абхазия не собирается проводить референдум о присоединении к России (мало того, что в политической повестке нашей страны такой вопрос не стоит, он еще и противоречит Конституции Абхазии).

В ответ российское медиа-пространство взорвалось статьями под кричащими заголовками: «Абхазский премьер отказался проводить референдум о присоединении к России», «Абхазы не хотели бы присоединения к России», «Абхазия отказалась от референдума о присоединении к России»… После прочтения подобных названий, абсолютно не соответствующих следовавшей за ними информации, у читателя создавалось ощущение оголтелой ненависти абхазов к России и ко всему русскому.

Но РИА «Новости», организовавшей вброс, этого показалось мало. Раскромсав интервью премьера на вырванные из контекста фразы, агентство и вслед за ним другие российские СМИ устроили настоящую вакханалию. Вот, к примеру, еще один «чудесный» заголовок на основе того же интервью – «Абхазия: крен в сторону Турции». Отвечая на вопрос российского корреспондента, абхазский премьер всего лишь проговорил шаблонную фразу, давно набившую оскомину всем, кроме корреспондента РИА: несмотря на присоединение к санкциям против Турции, связи Абхазии с соотечественниками, проживающими в этой стране, сохраняются. Но заголовки сделали свое дело: абхазы теперь ненавидят Россию и видят себя частью Турции.

Если пойти по ассоциативному ряду, который формируется в голове у среднестатистического россиянина, над которым 24 часа в сутки работают пропагандисты и пиарщики, то можно представить, с какой четко выстроенной на заголовках идеологической картинкой заезжают к нам гости страны. Знаете, как сложно беседовать об Абхазии со всезнающими телезрителями и читателями из-за рубежа, которых не сбивает с заданного информационного курса даже крестик, постоянно висящий на моей шее.

Я далека от того, чтобы списывать эту информационную вакханалию, устроенную российским государственным ресурсом, на простую случайность. Тем более что одновременно с РИА «Новости» нарастил активность и один анонимный сайт, который в течение вот уже недели занимается тем, что комментирует интервью мэра столицы, «позволившего себе» в интервью абхазской «Нужной газете» предложить перевести отношения Абхазии с Россией «в цивилизованную плоскость» и оплачивать нахождение 29 российских военных баз в Абхазии.

На самом деле идея сухумского мэра (высказанная им в сто двадцать первый раз) не несет в себе никакой новизны. О «несбалансированном» соглашении по военным базам, подписанном президентом Сергеем Багапш, говорят в Абхазии с момента его подписания, и не только мэры, но и депутаты парламента и президенты. В недалеком прошлом за такую точку зрения досталось депутату парламента от никому не известных в Абхазии, но не обременявших себя вежливостью российских политологов, которые всплыли на российских информационных ресурсах, «расквартировавшихся» в Абхазии (на условиях, схожих с условиями размещения военных баз).

Тем временем дочерние по отношению к РИА ресурсы в Абхазии с девственной наивностью выдают в своей ленте новостей все, что публикуется «родителем» даже без ссылок на первоисточник, и тоже вносят свою лепту в «формирование картинки», но уже не только у гостей, но и граждан республики.

В результате можно только с грустью констатировать, что пространство от Псоу до Ингура стало вотчиной российских государственных СМИ.

Думаю, не надо никого убеждать, что ползучая монополизация абхазского информационного пространства – это гораздо большая угроза для страны, чем какие бы то ни было референдумы. С таким багажом не страшен и референдум о недвижимости, и плебисцит о присоединении к России, ведь, как говорили Ротшильды, «кто владеет информацией – владеет миром». Так что руководству страны и депутатам парламента, если они не хотят, чтобы заезжие чиновники учили их, «как правильно» на русском называть наши города, пора задуматься об информационной политике. Пока еще не поздно.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции