Сегодня многие мои сухумские знакомые обсуждали сенсационную информацию, о которой услышали вчера по телевизору: по данным Министерства труда, занятости и соцобеспечения Абхазии, в селе Мыку живет старейшая жительница республики Нуца Адлейба-Думава, которой 16 февраля сего года исполнилось 116 лет.
Реакция некоторых людей старшего поколения была предсказуемо снисходительной: мол, эка новость! Ведь они-то помнят о публикациях в газетах и книгах советского периода про абхазских долгожителей Хьхаф Ласурия, Темуре Ванача и других, которым, считалось, было 120 и больше. Про жителя села Тамыш Ашхангерии Бжания, дедушке нынешнего лидера абхазской политической оппозиции Аслане Бжания, вообще говорили, что он был ровесником Пушкина и дожил до 148 лет…
Your browser doesn’t support HTML5
Стоп. Но в том-то и дело, что «говорили». Как и о других абхазских долгожителях советского времени. Дело в том, что в мировой геронтологии существует четкое разделение долгожителей на «верифицированных», то есть тех, чей возраст подтвержден документально, и остальных. В Абхазии же рождение подавляющего большинства людей стало документально фиксироваться только в двадцатом веке. А вот что касается Нуцы Адлейба-Думава, то тут по телевидению была показана страничка из ее паспорта. И сказано, что общественная организация «Международный фонд Апсны» подала заявку в Книгу рекордов Гиннесса на второе место в списке самых старых из ныне живущих на Земле людей после итальянки Эммы Морано, которая старше ее всего на три месяца. Генеральный секретарь Фонда Асида Инапшба недавно вместе с главой комитета Фонда по апсуара, репатриантом из Турции Октаем Чкотуа побывали в селе Мыку в гостях у семьи Тарба, где Нуца Константиновна живет у дочери. Комиссия Книги рекордов Гиннесса может прислать свое заключение по заявке в срок от двух недель до двух месяцев. Не исключено, что комиссии понадобятся дополнительные подтверждающие документы.
Что ж, если ее возраст будет комиссией точно установлен (надеюсь, что хоть здесь признанность или частичная признанность государства, где человек живет, не будет иметь значения), то абхазка займет в данном списке место между итальянкой и Вайолет Браун с Ямайки, которая моложе нашей долгожительницы примерно на месяц.
В Википедии приводятся также данные о француженке Жанне Кальман, скончавшейся в 1997 году на 123-м году жизни. Что касается неверифицированных долгожителей, то тут в ней с огромным отрывом от других стоит имя китайца Ли Цинъюня, который умер в 1933 году, прожив якобы 256 лет. Но это, по-видимому, сказки. Азербайджанский чабан Ширали Муслимов считался старейшим жителем СССР и умер в 1973 году будто бы в 168-летнем возрасте. Но, читая длинный список людей, проживших более 120 лет, чье долголетие не было подтверждено, я был озадачен, не найдя среди нескольких десятков имен в нем ни одного абхаза или абхазки. Хотя о том же Бжания в конце сороковых годов прошлого века писал известный английский писатель Джон Пристли.
Но, во-первых, Википедия – это не академическое издание, во-вторых, надо учесть, что, когда она стала создаваться, в Абхазии был период послевоенного «выживания» и изоляции от мира. Кстати, сегодня нашел публикацию в газете «Эхо Абхазии» от 7 апреля 2009 года, где ее шеф-редактор Надежда Венедиктова рассказывала о своей поездке в село Дурипш и встрече со 117-летней Раисой Арсалия. Причем в номере газеты воспроизведена и страничка из советского еще, выданного в 1986 году, паспорта долгожительницы, где записана дата ее рождения – 5 марта 1892 года. В отличие от Нуцы Думава, она была еще ходячей и даже стирала свое белье, пыталась заняться уборкой в доме. А поскольку по-русски говорила плохо, переводчиком в разговоре ее с автором публикации выступала внучка Раисы, художник по костюмам Эльвира Арсалия, ныне – министр культуры и историко-культурного наследия Абхазии. Но тогда, семь лет назад, никому, к сожалению, не пришло в голову обратиться в Книгу рекордов Гиннесса. А шесть лет назад, как сказала мне сегодня Эльвира, ее бабушка ушла из жизни.
Многие у нас, бывает, рассуждают на тему, почему в два последние десятилетия абхазские долгожители, которые ранее были одним из брендов Абхазии, стали встречаться гораздо реже. Говорят, что когда-то японцы, приезжавшие в Советский Союз, очень интересовались феноменом абхазского долгожительства, изучали его, а теперь, похоже, сами вырвались вперед. У японцев, кстати, и самая высокая в мире средняя продолжительность жизни – 83 года. И самый высокий показатель числа столетних на тысячу жителей, особенно на юге страны. Среди причин этого называют и активное употребление в пищу морепродуктов, и общий выросший уровень жизни.
В послевоенной Абхазии, по моим подсчетам, упомянутый показатель по сравнению с довоенным снизился вдвое. Это объективная сторона дела, связанная со стрессами, социально-экономическими проблемами. Но есть и то обстоятельство, что долгожительство в Абхазии просто гораздо меньше стали изучать, писать о нем, оно перестало быть в фокусе общественного внимания.
В этой связи хотелось бы отметить впервые за многие годы проведенную нынче в марте–апреле в Сухуме выставку фотографий абхазских долгожителей «Хранители молодости». Она была приурочена к юбилею абхазского композитора Константина Ченгелия, которому 27 марта исполнилось 85 лет, и прошла в Национальной библиотеке имени Ивана Папаскира. На ней были представлены 100 фотографий старцев, большинство из которых впервые стали доступны широкой аудитории. Большая часть фотографий выставки посвящена участникам этнографического ансамбля «Нартаа».
Уверен, что после подъема уровня жизни в Абхазии мы увидим возрождение бренда абхазского долгожительства. Да и в целом на Земле, по прогнозам ученых, 40%, родившихся в последние лет пять, должны дожить до ста лет. Почему именно девочек? Потому что нет ни одной страны в мире, где средняя продолжительность жизни мужчин не уступала бы средней продолжительности жизни женщин.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия