В общем, если кто-то испытывает непреодолимое желание опозориться и вывести себя в образе истеричной женщины, кричащей «Вернись!» после 25 лет развода, – то способ для этого всегда найдется. Некие НПО на этот раз додумались до акции «Мшибзиа», которая идеально соответствует неадекватности абхазской политики Грузии, имеющей место в последние годы.
Впрочем, на минутку забудем о таких сугубо умозрительных вещах, как достоинство, уважение и т.д. Черт бы с ними. Давайте посмотрим на этот вопрос с сугубо практической точки зрения. Принесет ли это постоянное самоуничижение хоть какую-нибудь пользу? Ведь если это поможет вернуть территории, то плевать, потерпим. Может, в этом и есть сермяжная правда жизни?
Однако на самом деле от таких унизительных действий и заявлений никакой пользы нет, и в первую очередь потому, что они основаны на изначально ошибочной позиции. В частности, все эти песенки о братстве и дружбе основаны на мнении о том, что в советские времена, да и раньше, грузины дружили с абхазами, не было никаких проблем, а война 92-93 годов – это так, недоразумение, временная ошибка: в лучшем случае – ошибка, в том числе, и грузин с абхазами, в худшем – провокация России.
Мнение это раньше преобладало только среди грузин, никогда не бывавших в Абхазии или видевших абхазов только с сухумских и гагрских пляжей. Это вполне понятно, так как у них своя, параллельная реальность, по которой дружбу можно вернуть, если долго и настырно улыбаться.
В последнее время такое наваждение появилось и у беженцев из Абхазии, и это – совершенно непонятный феномен. Уж они-то лучше всех энпеошников должны знать: никакой дружбы между народами в Абхазии не было в помине, а взаимная любовь грузин и абхазов – это байка для грантодателей.
Я где-то как-то понимаю, откуда у людей несведущих, даже бывавших в Абхазии, сложилось представление о диковинном братстве в отношениях между народами – в повседневной жизни там всегда все было спокойно, абхазы не дрались с грузинами, а количество межнациональных браков не поддавалось исчислению.
Подтверждаю: все ровно так и было. Я вырос в Сухуми, но практически не встречал межнациональных конфликтов. В моей школе не было драк между грузинами и абхазами как таковыми. А если конкретный абхаз из одного класса дрался с конкретным грузином из другого, – грузинские одноклассники абхаза бились за него. И наоборот. Я не помню ни одного застолья, в котором принимали участие абхазы и грузины, которое закончилось потасовкой по национальным причинам. И, да, если я начну вспоминать количество грузино-абхазских браков, – то придется долго перечислять.
В общем, налицо все признаки межнациональной гармонии. В отличие, например, от ЮО, где время от времени грузинским подросткам приходилось драться с осетинскими сверстниками. Так, ничего серьезного, без экстремизма, но в Абхазии не было и этого.
На первый взгляд кажется, что мир, труд май. Может, правы товарищи из «Мшибзиа», и все, что случилось между нами, – ошибка и недоразумение?
Увы, за всей этой благодатью скрывалась дикая антипатия друг к другу двух основных народов – грузин и абхазов. Это просто чудо и редчайший пример бытовой толерантности, чтобы такой уровень несовместимости никак и ни в чем не выражался.
Я лишь очень редко, и то от посторонних и незнакомых мне абхазов, слышал то, что они о нас реально думали: «Вы пришли на нашу землю, и один раз мы вас отсюда выгоним». Ни один абхаз, которого я лично знал, ничего подобного в присутствии грузин никогда не говорил. И, наоборот, ни один грузин никогда бы не сказал абхазам то, что он о них реально думает: «Что это за нация – один стадион? Спустились сюда с гор, а теперь выступают».
Оба народа соблюдали строжайший мораторий на политические разговоры в присутствии друг друга. Десять абхазов в присутствии одного грузина и десять грузин в присутствии одного абхаза переставали говорить о политике.
Абхазы выдавали своих дочерей замуж за грузин, а потом долго и мучительно думали о том, как бы выгнать грузин, которых считали незаконными переселенцами. Моя одноклассница-абхазка (с грузинской фамилией) была замужем за грузином. У них было трое детей. А ее отец, то есть дед троих внуков, – воевал за то, чтобы их прогнали из Абхазии.
У моего отца был ближайший друг, лектор АГУ Роин Лагвилава, благородный интеллигентный мужик, который по несколько месяцев жил с моим отцом в одной общаге в Москве. При этом – активист движения «Айдгылара», которое ставило перед собой целью изгнание грузин из Абхазии – в том числе и его друга, то есть моего отца с семьей.
Каким-то совершенно непостижимым образом взаимная ненависть кипела на глобальном уровне, но почти никогда не конвертировалась на низовом. Самый отъявленный антигрузин мог выдать свою дочь замуж за грузина и особо по этому поводу не переживать. Наши народы в тот период смогли отделить общественное от личного. Среднестатистический абхаз на глобальном уровне недолюбливал (мягко скажем) грузин в целом, но при этом искренне дружил с конкретными грузинами со своего двора, работы или института.
Но эта внешняя гармония не должна никого вводить в заблуждение: абхаз, у которого все внуки грузины, друзья – все до одного – грузины, ни на минуту не задумываясь, без малейших сомнений санкционировал бы погром. Своих, скорее всего, спас бы, но об остальных даже не побеспокоился бы.
Справедливости ради скажу, что и грузины относились к абхазам ненамного лучше – хотя их дети тоже состояли в браке с абхазами. Отношение к ним, как к спустившимся с гор, вряд ли красило моих соотечественников. Впрочем, в их оправдание скажу, что, несмотря на это, в грузинской общине никто не обсуждал возможность изгнания абхазов и не готовился к этому.
Таким образом, никакие «Мшибзиа» тут не помогут. Никакие программы медицинской помощи не принесут желаемого результата – если, конечно, мы отринем официальное лицемерие о том, что заботимся исключительно о здоровье наших абхазских братьев, не имея никакой задней мысли.
У нас уже есть опыт: абхаз может прекрасно относиться к конкретным грузинам, приезжать в Тбилиси, но он всегда останется абхазом, который недолюбливает (мягко скажем) грузин не как индивидов, а как нацию в целом...
Примерно так же, как гостеприимство в отношении русских туристов или хорошее владение русским языком со стороны вашего покорного слуги никак не означает готовности жить с ними в одной стране.
Так что не позорьтесь. Стирайте ваши лозунги. Невозможно восстановить то, чего никогда не было.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции