Выставка работ известного югоосетинского скульптора Андрея Касабиева впервые представлена в Северо-Осетинском художественном музее имени Махарбека Туганова. Скульптуры, выполненные мастером из дерева, хранятся во многих коллекциях как в России, так и за рубежом.
Андрей Касабиев широко известен как мастер резьбы по дереву, несмотря на то, что по образованию он живописец. Именно скульптуры, вырезанные из дерева, принесли мастеру известность. Первую фигурку из дерева – трубку с сидящим по-турецки «багдадским вором» – он вырезал в 25 лет.
«Это одна из первых работ Касабиева. Но не видно, что она первая. Посмотрите, какая она отточенная, она не производит впечатления первой. Мы не чувствуем, как это бывает с первыми работами, отсутствие мастерства, отсутствие уверенной руки, он очень много времени с ней провел. Работа называется «Судьба или Багдадский вор», – рассказывает мне сотрудница Северо-Осетинского художественного музея им. М. Туганова Фатима Саутиева.
Your browser doesn’t support HTML5
По словам самого Андрея Касабиева, резьбой по дереву он увлекся случайно. В военные девяностые годы одним зимним вечером цхинвальцы срубили на дрова ореховое дерево. Проходящий мимо Андрей выпросил у хозяина небольшую ветку. Именно из того неказистого обрубка Касабиев и смастерил образ багдадского вора.
«Я носил ее с собой повсюду и, когда выдавалось свободное время, доставал нож и начинал вырезать. Так получилась эта трубка», – вспоминает Касабиев.
Скульптор часто обращается в своих работах к осетинским национальным мотивам. Например, изображает лукавого волшебника, перебирающего человеческие кости. В нартском эпосе Сырдон создает арфу из костей и сухожилий родных детей, которых нарты бросили в кипящий котел, отомстив Сырдону за его коварство. Это добавляет его работам больше самобытности, считает посетительница выставки Светлана:
«Работы очень самобытные, образы и элементы национальной культуры просматриваются, что радует. Работы такие необыкновенные».
«За эти тридцать секунд, что я здесь нахожусь на выставке, какое можно получить представление? Образы очень угловатые. Это человек непростой – страстный и глубокий», – отмечает другой посетитель выставки Олег Дзесов.
Сотрудница музея Фатима Саутиева обращает внимание на деревянную пектораль за стекленной витриной, завораживающую виртуозным исполнением. Это копия знаменитой Золотой царской пекторали из кургана Толстая Могила, которая датируется IV веком до нашей эры. В деревянной пекторали – все элементы оригинала. Здесь и анималистические сцены с участием мифологических зверей, и флористические мотивы, и изображения самих скифов и их домашних животных. Знаменитый звериный художественный стиль, родившийся у предков осетин – скифов более трех тысяч лет назад, перекочевал и в работы Андрея Касабиева.
«Эту пектораль многие узнают, оригинал размером с гривну, а эта, выполненная из дерева, размером с ладонь. Посмотрите, это очень тонкая и мелкая работа, это очень сложно. Когда мы спрашивали Андрея, как он это сделал, он отвечал: я сам не знаю», – говорит Фатима Саутиева.
Лейтмотивом сквозь работы Касабиева проходит и военная тема. Грузино-осетинский конфликт, разыгравшийся на его глазах, не мог не оставить отпечатка на творчестве скульптора:
«Этот конфликт пришелся на его молодость. Он в своем творчестве уходил от депрессии. Через творчество он сбрасывал этот негатив, о котором кричат его работы. Вот, например, скульптура «Крик», выполненная в дереве и в бронзе».
Андрей Касабиев работает не только с деревом, но и с металлом. Особенно интересны скульптуры бронзовых мечей. Андрей лепит клинки из пластилина, потом отвозит их во Владикавказ знакомому литейщику Шалберкину. Тема оружия обыграна и в «Поцелуе амазонки». На рукоятке клинка проступает лицо мужчины. А сама скульптура исполнена в форме женщины.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия