Из Чечни – только хорошие новости!
Исполняющий обязанности главы Чеченской Республики Рамзан Кадыров подал документы о выдвижении на пост главы республики на выборах 18 сентября.
Согласитесь, эта новость нуждается в хороших новостях второго плана.
Кадырову нет альтернативы. Разумеется, и в том смысле нет, потому что все эти альтернативы тем или иным образом устранены с политического поля. И в том смысле, что поле информационное должно каждым своим квантом, каждым сообщением подтверждать: «лучше и быть не может!»
Образ дважды победителя, искоренившего, во-первых, вооруженное подполье и восстановившего, во-вторых, разрушенную двумя войнами республику, образ «пехотинца Путина», в едином порыве поддержанного всем народом Чечни, – этот образ не подлежит сомнению.
Все новости должны работать на это.
Вот недавно прошли дожди, что-то смыло, что-то поплыло – и вот заголовок: «Строительство домов для переселенцев из оползневой зоны завершилось в Чечне».
Your browser doesn’t support HTML5
На исходе месяц Рамадан, на днях будет Ураза-байрам – и вот заголовок: «Массовый ифтар проходит в центре Грозного».
Новости не столь радостные идут третьим планом под заголовками: «Состояние раненого сапера остается тяжелым», «Газ отключен в Октябрьском районе Грозного», «Житель Чечни осужден за передачу продуктов боевикам».
Только если смотреть не на заголовки, а в суть, то сверкающие алмазные грани чеченской действительности утрачивают блеск и остроту.
В Чечне или на Кавказе побеждено исламистское подполье?
Давайте посмотрим на цифры, характеризующие активность этого подполья, – на статистику убитых и раненых силовиков. В самом деле, чем занимаются боевики? Нападают на военных и полицейских, иначе какие они боевики! Так вот, если брать по Северному Кавказу в целом: весна 2012 года – 134 убитых и раненых, весна 2013 года – 114 (снижение на одну седьмую), весна 2014 года – 42 (снижение еще в два с лишком раза), весна 2015 года – 6 (снижение еще в семь раз!). Только вот весна 2016 года дает нам в сумме тридцать одного силовика, включая убитых и раненых. И Чечня делает свой вклад: вспомним майское нападение на блокпост в Алхан-Кале. Речь не о новой тенденции к увеличению потерь: при таких небольших числах трудно говорить о тенденциях. Статистика слабая, но даже этот результат статистически значим – рано обрадовались. Подполье не побеждено. Ослаблено, но не побеждено. А ячейки подполья, в том числе чеченские, переприсягнули трижды распроклятому и запрещенному «Исламскому государству».
Речь не о том, что это все (или хотя бы в части Чечни) суть заслуги Рамзана Кадырова. Но он сам объявил себя ответственным за все в Чечне.
И последний теракт в Стамбуле, организатором которого называют уроженца Чечни, к современным грозненским властям отношения не имеет. А опять-таки «Рамзан отвечает за все!»
А еще доходят – не в новостях, не в статьях, не в сообщениях агентств – смутные известия о задержаниях и даже исчезновениях людей не из ближнего, но из... скажем так, «среднего» круга. Тревожные сообщения. Напоминающие о том, что там, где выбора, по сути, нет, – все решают отнюдь не выборы.
А если вспомнить, что Путин назначил Рамзана временно исполняющим обязанности главы республики буквально за несколько дней до последнего срока, если вспомнить, что до того между ними была странная долгая пауза в личном общении... Тогда ведь многие комментаторы заговорили о том, что «нет, не назначит».
Так что в суть лучше не смотреть, только в заголовки. Чтобы не повредить сверканию алмазных граней. В этих условиях особенно необходим позитивный информационный фон. Из Чечни – только хорошие новости!