Результат вчерашних беспорядков в Сухуме плачевный: 19 сотрудников МВД получили травмы разной степени тяжести, 9 – находятся в больнице. В Сухуме в перестрелке глубокой ночью около ресторана «Эльбрус» ранены трое, один из них – сотрудник охраны президента Хаджимба Ахра Джопуа. Два сотрудника МВД, которые ранним утром возвращались в Пицунду из Сухума, куда их вызвали для наведения порядка, уснули за рулем, потому что провели весь день в напряжении, а ночь без сна, и погибли в ДТП.
Вчерашний митинг оппозиции в Сухуме вылился в девятичасовой штурм здания МВД. Митинг начался в 12 часов у здания филармонии, к 14.00 митингующие переместились к зданию Министерства внутренних дел. Они требовали переноса на осень даты референдума, который президент назначил на 10 июля, и отставки министра внутренних дел Леонида Дзапшба.
Вот как описывает штурм здания МВД генеральный прокурор Алексей Ломия:
Your browser doesn’t support HTML5
«Была предпринята попытка прорыва, и в какой-то момент она удалась. Были сорваны ворота. Сотрудников милиции, которые препятствовали привязыванию троса к воротам, закидали камнями и кирпичами. Лендровер черного цвета сорвал эти ворота. Некоторые из сотрудников в этот момент получили увечья и попали в больницу. Дальше «митинг» переместился уже к самому зданию МВД, и начались достаточно агрессивные действия. Очень умело милицейский кордон был растащен. Могу вам сказать, что очень продуманные и умелые действия были по растаскиванию милицейского кордона. Такое ощущение было, что люди были заранее подготовлены к этим событиям. Я участвовал в организации правопорядка в различных митингах, но вот впервые видел, чтобы людей так умело вытаскивали. Помимо этого, были применены такие средства, как коктейль Молотова, два или три раза его кинули в сторону здания, но огонь был сбит и потушен. В результате потасовки, давки и драк ряд сотрудников получили телесные повреждения, двое – достаточно тяжелые черепно-мозговые травмы и переломы ребер, а в основном – побои».
По оценке Ломия количество штурмовавших вход в здание МВД было около 60 человек. На площадке у здания и на прилегающей к нему улице стояло еще человек 700. Они наблюдали происходящее. Среди них помимо сторонников оппозиции были сотрудники силовых ведомств, сторонники действующего президента Хаджимба, журналисты, многочисленные родственники силовиков, заблокированных штурмующими в своих зданиях, и просто зеваки.
Ситуацию прокомментировал секретарь Совета безопасности Мухамед Килба, он так описал штурмовавших здание:
«Эти лица не находились на митинге, они по команде выдвинулись. Когда представители митингующих пришли с резолюцией к президенту, те люди уже были возле здания МВД. Они не смогли объяснить, что они здесь делают и зачем пытаются обсуждать эти вопросы с президентом страны, если там уже действия совершенно другого характера происходят. Ни объяснить невозможно, ни дать адекватную оценку невозможно. Изначально там было 250-300 человек, когда штурм начался. И эта же цифра сохранялась до самого вечера. Там постоянная шла ротация этих людей, которые подогревались спиртным, наркотическое обеспечение было поставлено на широкую ногу. У правоохранительных наших структур есть конкретные лица, которые занимались подвозом и обеспечением, дабы держать своих бойцов, штурмовиков в тонусе и в боевом состоянии. Кадры посмотрите, какие там лица, какие эмоции… А многие просто безучастно стояли, потому что механизм заведен, они ожидали результатов».
Около десяти часов вечера было сообщено через громкоговоритель, что министр Дзапшба подал в отставку. Однако уже после этого у группы штурмующих появился лом, которым они как тараном начали пробивать дверь МВД.
Вместе с группой журналистов я наблюдала происходящее с восьмого этажа жилого дома, стоящего напротив здания МВД. Мы простояли там около четырех часов, и никто из нас не мог понять, зачем люди с таким упорством рвутся в это здание и убиваются в нечеловеческой давке. Периодически кого-то из них выносили из толпы и отпаивали на воздухе. Объяснение этому дал Мухамед Килба. Он сказал, что один из лидеров «Амцахары» Алхас Квициния, стоявший около дверей МВД, 15 раз зачитал указ президента об отстранении Дзапшба от занимаемой должности на время проведения прокурорской проверки, но никто его даже не услышал и не обратил на это внимания. Килба считает, что целью этих людей был не Дзапшба, а именно здание МВД и хранящиеся там уголовные дела.
Выступая на брифинге, Килба заявил, что претензии оппозиции абсурдны. Сначала они требовали назначить референдум, а теперь, когда президент его назначил в оговоренный законом срок, требуют его перенести на октябрь. Главная претензия к министру МВД заключается в том, что он на встрече с личным составом угрожал уволить тех, кто примет участие в референдуме. Если бы не было этого выступления Дзапшба, сказал Килба, они придумали бы любой другой повод. Он считает, что у нынешней оппозиции есть четкая цель – дестабилизировать ситуацию в стране и разрушить государственность, они все время будут создать кризисные ситуации, чтобы объявить себя стороной в переговорах и выторговать для себя преференции.
Самым удивительным был тот факт, что вход в здание МВД уцелел, люди, с таким упорством девять часов пытавшиеся его снести, так ничего и не добились. Сегодня утром можно было видеть на двери только слабые царапины.
Вчера вечером президент Абхазии Рауль Хаджимба сделал заявление, в котором дал такую оценку происходящему:
«Мы столкнулись с очень серьезной проблемой – борьбой за власть сил, много лет вольготно чувствовавших себя в Абхазии на фоне беззакония, вседозволенности и коррупции. Сегодня они пытаются спровоцировать в стране беспорядки, манипулируя такими общечеловеческими понятиями, как свобода выбора, свобода волеизъявления. Ничего общего с нашими традиционными представлениями о народовластии это не имеет. Идет борьба за власть, за должности, с использованием грязных технологий, истерических выпадов и лживых обвинений. Моральные ограничения сняты, и все средства хороши».
Президент категорически отказался переносить срок референдума, а министра внутренних дел Леонида Дзапшба отстранил от занимаемой должности на время проведения прокурорской проверки по факту воспрепятствования свободному волеизъявлению граждан путем угроз, с использованием служебного положения (статья 136 УК РА). Однако, чтобы предъявить обвинение министру по этой статье, необходимо установить потерпевших, а таковых пока нет. Прокуратура проводит опрос сотрудников. А также проводит следственные действия по факту организации массовых беспорядков для того, чтобы возбудить соответствующие уголовные дела. Временно исполняющим обязанности министра внутренних дел назначен Борис Абитов.
И.о. министра сегодня сообщил, что весь состав МВД переведен на казарменное положение и готов к поддержанию в стране порядка.
Несмотря на локальные беспорядки, Абхазия живет своей обычной жизнью. На пляжах много отдыхающих, везде слышна музыка, работают кафе и рестораны.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия