Грузия ждет от Варшавского саммита НАТО подтверждения незыблемости своих евроатлантических перспектив. Тбилиси надеется, что, в результате углубления сотрудничества с альянсом, угрозы, стоящие перед страной, будут уменьшены, а уровень безопасности повышен.
Грузия надеется на лучшее, но не ждет невозможного. В преддверии стартующего завтра саммита НАТО страна в очередной раз напомнила партнерам из Североатлантического альянса: решение Бухарестского форума 2008 года должно остаться в силе, а страна – обязательно стать членом блока. Об этом заявил премьер-министр Георгий Квирикашвили на сегодняшнем заседании правительства. Глава кабмина уверен: после варшавских встреч Грузия будет защищена еще больше.
«Грузия ждет подтверждения прогресса, которого добилась в плане военных реформ и достижения совместимости военных подразделений с НАТО, а также развития демократии в стране, что очень важно. Мы ждем очередного подтверждения решения министериала 2015 года о том, что у Грузии есть все необходимые инструменты для вступления в альянс. Варшавский саммит – очень важное событие для нас, и мы думаем, что в результате этого саммита существенный пакет еще больше расширится, что возведет безопасность в Грузии на еще больший уровень, и она будет еще больше защищена», – сказал Георгий Квирикашвили.
Your browser doesn’t support HTML5
Повод для осторожного оптимизма у правительства вроде бы есть: подписанный накануне меморандум между США и Грузией в сфере безопасности и обороны дает Тбилиси возможность приобретать оборонительные вооружения и проводить больше военных учений со странами НАТО. Плюс ко всему на встрече в Варшаве альянс, как ожидается, официально объявит о размещении войск на своем восточном фланге, чтобы заверить своих партнеров в полной готовности защищать их. Но чего от Варшавского саммита точно не стоит ожидать, так это устранения российской угрозы, отмечают эксперты. Достаточно ли тех шагов, которые намерен сделать альянс для сдерживания агрессивной политики Москвы? Говорит исполнительный директор организации «Атлантический совет – Грузия», военный аналитик Георгий Мучаидзе:
«Некоторые критики НАТО с иронией отмечали, что альянс лишь выражает обеспокоенность и фиксирует озабоченность, но реально ничего не делает. Так вот, этими шагами НАТО дало критикам очень серьезный ответ. Фактически сменилась вся стратегия. И сейчас разговор идет не о политических заявлениях, а о конкретных решениях, в том числе военного характера. И я уверен, что Россия очень серьезно относится к этим шагам и прекрасно понимает, что только заявлениями НАТО не ограничится. После российской агрессии произошли очень серьезные изменения в стратегии и действиях альянса. Что касается Грузии, то после этого саммита мы еще дальше продвинемся на пути вступления в НАТО».
В апреле 2008-го в Бухаресте Грузии уже обещали, что страна обязательно станет членом самого мощного военно-политического блока. Но буквально через несколько месяцев случилась война с Россией. Ее итог – российские базы на территории Абхазии и Южной Осетии, потеря контроля над еще частью территорий и новые заверения из Брюсселя и Вашингтона: мол, еще чуть-чуть – и долгожданный план действий по членству (MAP) будет одобрен. И так из года в год, восемь лет подряд. Вот и сейчас побывавший с однодневным визитом в Тбилиси госсекретарь США Джон Керри повторил, как мантру: «Грузия обязательно станет членом НАТО».
Но вот только когда? Последние опросы общественного мнения указывают на некое разочарование общественности многолетними обещаниями. Поддержка населением нынешнего курса страны, согласно исследованиям Международного республиканского (IRI) или Национального демократического (NDI) институтов, существенно снизилась. И хотя большинство граждан Грузии все еще верят в то, что НАТО станет панацеей для страны, былого ажиотажа в связи с открывающимся завтра в столице Польши саммитом нет.
«Очень хорошо, конечно, было бы вступить в НАТО».
«Мы знаем, что Франция и Германия против. Но ситуация должна измениться. Потому что было зафиксировано, что двери НАТО открыты для Грузии».
«Я думаю, что это немного сложно. То, что говорят, мол, завтра-послезавтра, у меня большие сомнения».
Многие эксперты и вовсе склоняется к мнению, что в среднесрочной перспективе Тбилиси придется довольствоваться лишь очередными туманными обещаниями. Слишком много факторов препятствует вступлению Грузии в НАТО, считает политолог Соломон Лебанидзе:
«Если мы сравним ситуацию с Черногорией, Черногория заявила о своем желании вступить в НАТО позже, чем Грузия. В принципе, она уже вступила. Мы впереди по всем параметрам, которые требуются для кандидата. Но здесь политический подтекст. Некоторые центрально-европейские страны не желают раздражать Россию. Российский фактор необходимо учесть, он есть. Россия категорически против вступления Грузии в НАТО, движения натовских партнеров к российским границам. И вот Германия, Франция воздерживаются от предоставления Грузии членства в НАТО. И им надо каким-то образом умиротворить Россию или полностью проигнорировать. Должен быть ресурс у европейских государств и США, чтобы проигнорировать Россию. Насколько они готовы к этому сейчас, на фоне кризиса в Евросоюзе, я не знаю».
И если открытый конфликт между Россией и НАТО остается маловероятным, полагает эксперт, то таким же маловероятным будет в ближайшей перспективе и сколько-нибудь существенное урегулирование отношений между ними. А значит, риски для Грузии в обозримом будущем вряд ли серьезно уменьшатся.