Валерий Бганба: «Закон о референдуме несовершенен, но это закон»

Спикер абхазского парламента подтвердил необходимость доработки закона «О референдуме», который принимался накануне референдума 1999 года, был рассчитан именно на него и не оговаривает ряда моментов

Сегодня спикер парламента Абхазии Валерий Бганба дал в своем кабинете брифинг, посвященный предстоящему послезавтра, 10 июля, референдуму о досрочных президентских выборах и связанным с ним правовым аспектам.

В ответ на просьбу журналиста высказать свое отношение к требованию на этой неделе съезда оппозиционной партии «Амцахара» перенести дату референдума на осень, Валерий Рамшухович отметил:

«Отсчет процесса референдума начинается с момента регистрации инициативной группы в ЦИКе. Инициативная группа имеет в распоряжении два месяца, чтобы собрать необходимые подписи. После этого ЦИК имеет один месяц, чтобы рассмотреть подписные листы и передать их президенту. И глава государства по закону – 10 дней для того, чтобы ознакомиться с требованиями инициативной группы и принять решение. В данном случае было принято решение о назначении референдума. Референдум при этом назначается не ранее, чем через месяц, и не позднее, чем через три месяца с момента поступления материалов от ЦИКа к президенту. Законы были соблюдены. Говорить о том, что есть необходимость переноса референдума, правовых оснований нет. Что касается закона о референдуме, то там сказано: «Перенос возможен, если в это время проходят выборы депутатов парламента или проводится голосование по другому вопросу референдума. Других случаев переноса референдума закон не предусматривает».

Your browser doesn’t support HTML5

Валерий Бганба: «Закон о референдуме не совершенен, но это закон»

Спикер подтвердил необходимость доработки закона «О референдуме», который принимался накануне референдума 1999 года, был рассчитан именно на него и не оговаривает ряда моментов:

«У нас были предложения и четкие поправки к закону. Но инициировать поправки после того, как уже начался процесс референдума, мы посчитали неправильным. Поэтому у меня была беседа с руководителями блока оппозиционных сил, и все поправки, которые были разработаны в стенах парламента, я передал лично Аслану Георгиевичу Бжания с тем, чтобы они ознакомились и могли бы высказать свое мнение. Это было в апреле. Но, к сожалению, обратной связи не получилось».

В результате в закон была внесена только одна поправка – о введении статуса наблюдателей.

По поводу требования оппозиции о голосовании по открепительным талонам спикер снова отметил:

«Закон о референдуме необходимо дорабатывать, сейчас он основан на Законе о выборах в парламент. А при выборах депутатов в парламент абсолютно не могут быть использованы открепительные талоны, потому что это может повлиять на результаты выборов в любом округе».

После того как съезд партии «Амцахара» потребовал переноса референдума на осень, а президент отказался это делать, в обществе у некоторых возникло предположение, что в референдуме 10 июля оппозиционеры откажутся принимать участие. Спикер сказал, что в последнем письме, адресованном оппозицией президенту, речь не идет о бойкоте референдума:

«Я видел вчера, что они написали президенту, там речь не идет о том, что они объявляют бойкот, там прямо пишут, что просят снять те ограничения, которые… те требования, что они предъявляли… просят снять, чтобы не было проблем на референдуме. Да, в последнем письме речи о каком-то не проведении нет. В последнем письме, адресованном президенту».

Кстати, позицию самих оппозиционеров я рассчитывал уточнить на обещанной сегодня их пресс-конференции, но она так и не состоялась.

Журналисты также поинтересовались у спикера, не было ли каких-то претензий в связи с тем, что дата проведения референдума совпала с намеченным на 9-10 июля первым празднованием Дня города в Сухуме и юбилеем города, который уже не одно десятилетие собирались отметить, – его 2500-летием. Валерий Бганба сказал:

«Вы знаете, я о юбилее города узнал дня два-три назад. Тем более, когда назначался референдум, вряд ли кто-то знал, что 9-го будет праздновать юбилей города.

– Я знала. Все знали…

– Ну, может быть, может быть. Но это как может повлиять на проведение референдума? До утра погуляли – утром пошли на референдум. Референдум готовится Центральной избирательной комиссией, проводится на местах окружными избирательными комиссиями, участковыми избирательными комиссиями, поэтому, думаю, это никак не может повлиять».

Участки для голосования на референдуме за пределами Абхазии, сказал спикер, должны были организовывать представители дипломатического корпуса республики в РФ, и ЦИК принял необходимое решение об этом.

«Что касается диаспоры, думаю, что патриоты Абхазии могли бы приехать и проголосовать, выразить свое мнение на родине!» – отметил он.

В завершение брифинга спикер сказал:

«Мы слишком много выстрадали для того, чтобы жизнь стала лучше, чтобы построить сильное государство. Нет у нас неразрешимых противоречий, все говорят об одном – о благе народа, задачи ясны. Так давайте вместе его строить для наших детей. Нужно не удовлетворять амбиции, а садиться и разговаривать, работать профессионалам. Кулаками мы государство не построим!»

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия