Мусор на улицах Сухума продолжает оставаться проблемой. Груды отходов особенно режут глаз на фоне морской синевы и зеленых насаждений.
В 60-е годы прошлого века Сухум считался одним из самых чистых городов Советского Союза. С тех пор минуло много десятилетий, и Советского Союза нет, и эта слава угасла. Сегодня столица Абхазии борется с отходами, отвоевывая у них среду, свободную от мусорных куч и запахов.
В этой борьбе с одной стороны – жители города, а с другой – муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство» Коммунального управления администрации Сухума, на которое, собственно, и возложена вся ответственность за чистоту в городе. Складывается странная ситуация, когда мусор «производят» все жители города и его многочисленные гости, а уборкой занимаются 50 сотрудников предприятия «Спецавтохозяйство». Причем от притока отдыхающих никаких дополнительных финансов это предприятие не получает. Весь городской мусор собирается в 182 однокубовых евроконтейнерах, в 50 больших десятикубовых контейнерах и в 53 обычных однокубовых баках, вывозят отходы два КамАЗа, один ГАЗ и четыре ИСУЗУ. Техники и контейнеров недостаточно, и город каждый год их докупает.
Your browser doesn’t support HTML5
Настоящий бич городских служб, занимающихся уборкой мусора, – сами жители города, которые выбрасывают свой мусор там, где им заблагорассудится. Гуляя по улицам города, можно увидеть пакеты с мусором, сложенные у корней деревьев, горы строительного мусора, сваленные прямо на улицах вблизи домов и квартир, хозяева которых занимаются строительством или ремонтом. Магазины выносят пустую тару и мусор и складывают все это на бордюры тротуаров.
Начальник Коммунального управления администрации Сухума Елена Атепина рассказывает:
«Я ежедневно объезжаю город от одной границы до другой, и сердце кровью обливается, когда вижу, что кто-то кучу мусора ночью взял и высыпал. И ловить таких людей очень сложно. Вот, например, Келасурский вокзал. Я уже написала в милицию и попросила усилить контроль, чтобы сотрудники останавливали все-таки иногда, когда бывают рейды, и фиксировали, довез ли человек этот груз до свалки. С магазинами мы сейчас ведем очень большую работу и заставляем их заключать договора, определено время вывоза мусора, чтобы машина приходила, но не в течение дня. Я веду с ними борьбу, некоторые меня ненавидят, а некоторые относятся с пониманием, говорят, спасибо, что предупредили, что хоть кто-то следит за городом».
В 2016 году «Спецавтохозяйству» разрешили заключать соглашения на вывоз мусора. В результате было заключено около 700 таких договоров на сумму около 1 миллиона рублей против 100 – в прошлом году.
В 2015 году население Абхазии платило всего 4 рубля с человека в месяц за вывоз мусора или 48 рублей в год. С 1 января 2016 года цену подняли до 27 рублей в месяц. Теперь мы платим в год 324 рубля за избавление от всех бытовых отходов. Плата вполне посильная, однако оплачивают уборку мусора не более 30% жителей города, причем на отсутствие чистоты в городе жалуются все. Разобраться с должниками пока не получается, чтобы фиксировать нарушения, ловить нарушителей, штрафовать и освещать эту работу в СМИ нужны дополнительные затраты, такой возможности у города нет. Штрафы очень низкие, чтобы их вменить, нужно провести такую работу, стоимость которой во много раз перекроет размер штрафа. Бороться с нарушителями можно только себе в убыток.
Есть у города еще одна серьезная проблема. Елена Атепина поясняет:
«Мы не получаем дотацию за объекты республиканского значения. Большие задолженности за воду перед «Водоканалом», такая же задолженность за вывоз мусора и перед «Спецавтохозяйством». Мы мусор вывозим, а они платить не хотят. Это такие объекты, как МВД, больницы, абхазская железная дорога, поселок АГУ и другие бюджетные организации, которые должны закладывать в бюджет, заключать договора на уборку мусора и платить, или город должен получать дотацию. Видимо, много проблем у правительства, мусором не очень-то хотят заниматься, но, я думаю, мы все равно должны в соответствие все это приводить».
По мнению начальника «Спецавтохозяйства» Саида Кур-ипа, необходимо пересмотреть тарифы на вывоз мусора для предприятий. К примеру, выставочный зал и продуктовый магазин, имея одинаковую площадь около 100 кв. м, платят в месяц за вывоз мусора 460 рублей. При этом выставочный зал производит один пакет мусора в день, а магазин – один-два контейнера.
И все-таки, несмотря на множество проблем, в последнее время ситуация изменилась. С улиц города постепенно исчезают огромные десятикубовые контейнеры, предназначенные для крупногабаритного и строительного мусора. Там, где они стоят, мусор долго накапливается и гниет, издавая неприятный запах. «Спецавтохозяйство» заменяет их на небольшие оцинкованные евроконтейнеры, которые ежедневно вывозятся.
Проблема переработки мусора стоит в Абхазии очень остро. Чего стоит одна только сухумская свалка площадью 70 гектаров, которая находится под боком у жилого массива. Периодически она начинает гореть, и МЧС занимается ее тушением. Люди, живущие в непосредственной близости от этого объекта, периодически устраивают акции протеста и обращаются к руководству страны с требованием закрыть свалку. Проблема переработки мусора в Абхазии упирается в дороговизну любого проекта и недостаточные объемы мусора, как это ни странно звучит. Любое предприятие по утилизации отходов в масштабах Абхазии становится нерентабельным. И все потенциальные инвесторы, ознакомившись с цифрами, уезжают.
В настоящее время концепцию переработки мусора в Абхазии разрабатывает российская фирма ЗАО «СЭРВЕТ» в рамках Инвестиционной программы российской финансовой помощи. Коммунальное управление надеется, что в ближайшее время она предложит генеральный план действий по вывозу, хранению и утилизации мусора. Но уже сейчас в рамках этой же Инвестпрограммы выделены средства на обновление контейнерного парка и транспорта.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия