Завтра премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили направляется в Турцию с официальным визитом. 19 июля состоится первое заседание грузино-турецкого совета стратегического партнерства. Помимо этого, в повестке дня будет вопрос о школах в Грузии, которые финансируются фондом Фетхуллы Гюлена. Проживающего в США турецкого проповедника правительство Турции обвиняет в причастности к попытке совершения государственного переворота.
«Думаю, недоразумение исчерпано», – заявил сегодня журналистам премьер-министр Георгий Квирикашвили в ответ на вопрос, что он думает о существующих в Грузии школах, которые финансируются фондом Фетхуллы Гюлена. Проживающего в добровольном изгнании в США турецкого священнослужителя власти Турции обвиняют в причастности к попытке совершения государственного переворота. О существовании этих школ в Грузии широкой публике стало известно после интервью, которое дал аджарскому ТВ консул Турции в Грузии Ясин Темизхан. 16 июля в интервью аджарским СМИ он заявил, что существующая школа-лицей им. Шахин, как и другие школы, финансируемые Гюленом, «воспитывают поколения, которые служат террористическим группировкам». Турецкий дипломат призвал грузин не отдавать детей в эти школы и пообещал, что обратится к правительству Грузии с призывом закрыть их. Их оказалось шесть в разных регионах Грузии. Они распространили сегодня совместное заявление, в котором рассуждения генконсула назвали неэтичными и дискриминационными.
Your browser doesn’t support HTML5
Что подразумевал турецкий консул, пришлось объяснять сегодня послу Турции в Грузии Левенту Гумрукчу, который встретился с замминистра иностранных дел Гиги Гигиадзе. По завершении встречи турецкий дипломат заявил, что слова консула были искажены и неправильно интерпретированы грузинскими СМИ. Но то, что существование данных школ в Грузии не оставляют без внимания в Анкаре, стало понятно из следующих слов посла Левента Гумрукчу:
«Ни он (консул), ни мы не говорили, что те, кто посещает эти конкретные школы в Грузии или выпускники этих школ, являются террористами. Это полное недоразумение. С другой стороны, мы поделились с нашими грузинскими партнерами нашими опасениями по поводу международных действии террористической организации Фетхуллы, ее связей с определенными школами по всему миру и управлениями этих школ. Как и с другими друзьями-партнерами, мы продолжаем обсуждения таких вопросов с соответствующими органами Грузии в рамках тех прекрасных отношений, которые уже существуют между двумя странами в вопросах безопасности».
В свою очередь министр образования Грузии Александр Джеджелава отметил, что к этим школам до сих пор не было никаких претензий, они аккредитованы и работают в полном соответствии с грузинским законодательством. Грузинские наблюдатели не думают, что существование турецких секулярных школ в Грузии может испортить отношения между Тбилиси и Анкарой. В качестве аргумента они приводят тот факт, что, несмотря на сложные обстоятельства в Турции, правительство страны не отменило заранее запланированное первое заседание грузино-турецкого совета стратегического партнерства высокого уровня.
Гораздо больше грузинских специалистов по международным отношениям волнуют дальнейшие отношения Анкары с Брюсселем и Вашингтоном, которые могут испортиться из-за планов власти президента Тайп Реджепа Эрдогана расправиться с личными врагами и еще больше укрепить авторитарный режим. Говорит политолог Бакур Квашилава:
«То, что Турция – наш сосед и член НАТО, положительно влияло на стремление Грузии интегрироваться в евроатлантические структуры. Не стоит забывать положительный фактор Турции в том, что американские военные корабли легко и беспрепятственно прибывали в порты Грузии. Если сбудутся скептические сценарии о возможном ухудшении отношений между Турцией и Западом, в долгосрочной перспективе это негативно отразится и на Грузии».
«В испорченных отношениях не заинтересована ни одна из сторон», – уверен специалист по международным отношениям Георгий Гобронидзе. Он предполагает, что правительство Турции несостоявшийся госпереворот использует для укрепления своих позиций как внутри страны, так и на международной арене. Да и Западу так легко не отвернуться от важного стратегического партнера в регионе. Гобронидзе также исключает, что под вопрос могут стать безопасность международных энергетических проектов с участием Турции и Грузии. Но тем не менее грузинская экономика может пострадать:
«Дестабилизация в Турции отразится в первую очередь на экономике Грузии. С учетом того, что Турция является крупнейшим торговым партнером, с ней очень тесно связана экономика Аджарии. И не только – туристическая инфраструктура, трудовой рынок тоже. Так что затянувшийся кризис в Турции создаст экономические проблемы Грузии».
Других опасностей для Грузии Георгий Гобронидзе не видит.