Деятельность правительства Южной Осетии вызывает немало критики в обществе, однако местные эксперты неохотно комментируют его работу. Вместе с тем разговоры об отставке правительства циркулируют давно. Решится ли президент отправить правительство в отставку за девять месяцев до президентских выборов?
После прихода к власти Леонида Тибилова югоосетинское правительство возглавили уроженцы Южной Осетии. До этого премьер-министрами были назначенцы Москвы. Этим эксперты объясняли неудачи правительств: мол, руководители у нас не знают местную специфику, не радеют душой за республику. В 2012 году правительство наконец возглавил уроженец югоосетинского села Квайса Ростик Хугаев, сделавший состояние в России. Однако и он не прижился в республике, был раскритикован и со скандалом уволен президентом.
После него руководство доверили соратнику Тибилова Доментию Кулумбегову. В местных СМИ его работа упоминалась только в жанре новостных сообщений о рабочих заседаниях, на которых обсуждается ход реализации инвестпрограммы и скупые сведения с еженедельных совещаний у президента. Между тем должности руководителей ключевых министерств – обороны, юстиции и МИД – остаются вакантны. После добровольной отставки министра обороны Южной Осетии –
Your browser doesn’t support HTML5
Валерия Яхновца, все министерские портфели сосредоточены исключительно в руках югоосетинских кадров, однако от этого правительство эффективнее работать не стало. Некоторое оживление произвело назначение вице-премьером Дмитрия Козаева, за плечами которого солидный опыт работы в таможенной службе России, однако, по оценкам моих источников, «своим» в югоосетинской чиновничьей номенклатуре он не стал, несмотря на положительные рекомендации при его назначении со стороны Леонида Тибилова. Дело в том, что Дмитрий Козаев, которому иногда пророчат кресло председателя правительства, в Цхинвале тоже считается «приезжим», поскольку родился Козаев в Тбилиси, а как управленец состоялся в России.
По словам лидера Компартии Южной Осетии и экс-спикера парламента Станислава Кочиева, при назначении на высокопоставленные должности республике не стоит оценивать кандидатуры по принципу «свой-чужой», а делать ставку на профессионализм:
«У нас экспертные мнения, да и среди населения зачастую они меняются по принципу маятника. Я думаю, не имеет значения, местные кадры работают или приглашенные из России, главное, чтобы работа была эффективной. Правительство у нас – техническая организация, оно должно заниматься только экономическими и хозяйственными вопросами, политикой, и, в том числе, экономической политикой должен заниматься только президент. Он решает, конечно, судьбу правительства, но я считаю, что не мешало бы кое-кого поменять».
Югоосетинский эксперт Роланд Келехсаев отмечает, что местные политические силы не заинтересованы в осуществлении общественного контроля над кабинетом министров.
«Слухи о роспуске правительства идут давно, однако этот состав правительства никто не собирается распускать, потому что он полностью устраивает действующую власть. Если президент и распустит кабмин в преддверии президентских выборов, то кардинального обновления все равно не произойдет. То, что общественность Южной Осетии не требует отчета от правительства, говорит о том, что люди не верят, что деятельность чиновников будет прозрачной. Политические партии, как парламентские, так и непарламентские, ангажированы и не будут поднимать вопросы о деятельности кабинета министров, поскольку неудобные вопросы напрямую касаются президента Южной Осетии».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия