Противостояние в грузинском Национальном театре оперы и балета завершилось отстранением от должности худрука Давида Кинцурашвили. Это решение принял накануне вечером министр культуры и охраны памятников Михаил Гиоргадзе.
Отставки Кинцурашвили часть оперной труппы начала требовать несколько месяцев назад. Главным образом артисты жаловались на крайне скудный репертуар, говорили о том, что худрук не дает ход новым спектаклям. На прошлой неделе 170 артистов подписали соответствующее заявление, которое было направлено в Минкультуры. В ведомстве пообещали разобраться. Вчера его глава Михаил Гиоргадзе предложил художественному руководителю и директору театра до конца рабочего дня покинуть занимаемые должности по собственному желанию. Директор – Александр Моцонелидзе – внял совету министра, худрук – нет. Данный ему срок он использовал совершенно иначе: до увольнения, приказ о котором поздно вечером подписал министр, успел рассчитать трех артистов труппы и главу художественной администрации театра.
Your browser doesn’t support HTML5
Гоча Габидзашвили – один из тех артистов, с кем, как говорит он сам, Кинцурашвили вчера попытался свести счеты. Певец считает, что теперь уже бывший худрук уволил именно тех людей, которые активно выступали против него. Они сегодня подали заявление с просьбой о восстановлении в должности, так как уверены, что причина их увольнения не нарушение трудового договора, как указал бывший худрук, а просто месть. В министерстве пообещали провести аудиторскую проверку театра. После этого ведомство решит, кого назначить новым худруком. Сегодня Гиоргадзе заявил, что теперь кандидатуру выберет само ведомство, а не труппа театра, как это было в случае с Кинцурашвили. Министр добавил, что на эту должность рассматривается много кандидатур. Кем бы ни был новый худрук, главное, чтобы он не повторил ошибок предыдущего, говорит Гоча Габидзашвили:
«Театру нужен правильный менеджмент, новые спектакли. Безусловно, что три постановки для оперного театра – это очень мало. Репертуар должен вырасти, тогда и зрителей станет больше».
Сам Давид Кинцурашвили комментировать происходящее отказался. Вместо этого он активно пишет посты в Facebook. Одним из последних, опубликованных уже после решения об его отставке, был следующий:
«Спасибо министру культуры, господину Михаилу Гиоргадзе, что он терпеливо, согласно всем установленным нормам следовал процедурам. Этого времени оказалось достаточно, чтобы все показали свое настоящее лицо».
Искусствовед Лела Очиаури говорит, что хорошо понимает недовольство оперной труппы. Каждому оперному исполнителю дан определенный срок, и в ходе своей карьеры он должен успеть исполнить определенные роли. Это своего рода список must sing. Но на деле возможности многих артистов оперного театра остаются нереализованными. Кроме того, есть еще один аналогичный список must see - это постановки, которые, как обязательную программу, зритель также должен успеть увидеть в определенном возрасте.
Очиаури говорит, что в целом жизнь театров в Грузии, которых более 30, сегодня не особенно активна:
«Если театр в течение года ставит один-два спектакля, то какого бы качества они ни были, о жизнеспособности этого театра сложно говорить. Есть только несколько – четыре, пять, может быть, шесть театров во всей Грузии, которые живут интенсивной творческой жизнью».
Причины театральной апатии, говорит Очиаури, следует искать в финансировании, точнее, в его отсутствии. Но и не только в нем. Театры-лидеры на сегодняшний день – это те театры, где худруки отходят на второй план и уступают место режиссерам, особенно молодым. Экспериментируют, пробуют, ищут интересные решения и создают, таким образом, многообразный репертуар. И он, конечно, популярен у зрителя.