«Вечный шах» Абхазии

Изида Чаниа

Отставка премьер-министра не стала неожиданностью для абхазского общества – об этом давно говорили в кулуарах. Эту тему по традиционному сценарию использовали представители оппозиции, чтобы накалить ситуацию в обществе и вывести людей на акции протеста. Свое недовольство премьер-министром выражали и сторонники президента Хаджимба. В какой-то момент создалось даже ощущение, что все политические силы, существующие в стране, объединились под лозунгом тривиального дележа портфелей (по абхазскому законодательству вместе с главой правительства уходит в отставку и весь кабинет министров).

Традиции объяснять причины освобождения от должности – и уж тем более принципы назначений – в Абхазии, как и во многих постсоветских странах, не существует. Это непаханое поле власть щедро оставляет экспертам и журналистам, которые с радостью делятся своими мыслями.

На мой взгляд, предположение о том, что отставка правительства – результат подковерной возни политических элит и беспрецедентного давления, оказанного на главу государства как со стороны оппонентов, так и сторонников, имеет полное право на жизнь.

Интрига заключается, прежде всего, в том, что в создавшихся условиях президент вынужден представить на должность главы правительства хоть и своего сторонника, но фигуру, не вызывающую ярко выраженного раздражения у наиболее влиятельных политических групп. И раз глава государства принял отставку премьера, то такая фигура уже найдена «на скамейке запасных».

Проблема заключается в том, что никакого отношения к перспективам государственного развития такое назначение иметь не может, и обществу не стоит ожидать Геркулеса, который расчистит дорогу и создаст условия для возникновения абхазского экономического чуда. Политическая жизнь вновь назначенного премьера будет напрямую зависеть не от экономических реформ и собственных доходов страны, а от российской финансовой помощи. И эту реальность президент тоже учитывает при назначении.

Резюмируя, можно с уверенностью сказать, что эффективность работы и профессиональный уровень опять останутся на задворках. А это уже, если говорить шахматным языком, «вечный шах» даже не президенту, а стране. Мы остаемся в состоянии вечной стагнации, вывести из которой механическая смена чиновников не способна – нужны системные изменения.

Между тем президент Хаджимба проявляет готовность поделиться полномочиями, предлагая парламенту взять на себя функцию утверждения премьер-министра по его представлению, но, конечно же, с правом роспуска парламента. На мой взгляд, такая система может принести результат только при условии, что подбор кандидатов будет находиться в прямой зависимости от профессиональных качеств, положительного опыта и т.д. И, конечно, как обещали, когда шли во власть, при полной прозрачности и мотивированности процесса назначения и освобождения от должности.

Дело за малым – за парламентом, который завтра уходит на каникулы.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции