«Макушка лета» – середина июля – отнюдь не совпадает с пиком летнего курортного сезона в Абхазии. Этот самый пик наступает обычно только сейчас, в августе. Как сообщают многие СМИ, 50 тысяч туристов ежесуточно проходит через границу России с Абхазией. (В эту цифру включены и однодневные экскурсанты.) В июле пункт пропуска «Псоу» пересекло на десять процентов больше человек, чем в этом же месяце прошлого года. За последние полгода их число составило свыше 3,5 миллиона, почти на полмиллиона больше, чем за аналогичный, ранее бывший рекордным период прошлого года. Самый же пик въезжающих в Абхазию курортников ждут в середине августа. Вполне может быть побит рекорд 2015 года, когда ежесуточно пограничники оформляли до 55 тысяч человек.
В целом подтверждаются оптимистичные прогнозы, которые высказывались еще в конце прошлого года. К падению два с половиной года назад более чем вдвое курса российского рубля, сузившему поток туристов из РФ в страны дальнего зарубежья и частично перенаправившему их в рублевую зону, прибавились санкции Москвы против Анкары после сбитого в прошлом ноябре Су-24, которые дополнительно перенаправили туда же сотни тысяч любителей отдыхать на турецком берегу. Этим благоприятным для абхазского курортно-туристического бизнеса обстоятельствам могли в определенной мере помешать реализоваться два фактора. Первый – обострение общественно-политической ситуации в Абхазии, вылившееся в попытку штурма здания МВД 5 июля. Оно, правда, не затронуло никоим образом находившихся в то время в республике туристов, но люди, выбирающие место отдыха, бывают обычно весьма чувствительны к такого рода информации: как говорится, береженого Бог бережет. Однако обострение, к счастью, не получило дальнейшего развития, а до многих российских туристов, собиравшихся в Абхазию, информация о нем попросту и не дошла.
Your browser doesn’t support HTML5
Второй фактор – письмо Эрдогана Путину с извинениями, повлекшее за собой потепление российско-турецких отношений, в частности, давшее зеленый свет возобновлению турпотока с севера. Но этот поток мгновенно, в разгар сезона, не восстановишь, плюс попытка военного переворота в Турции резко затормозила это восстановление. А некоторые в России, как то – писатель Захар Прилепин, все равно убеждены в непатриотичности россиян, едущих отдыхать в Турцию.
Так или иначе, но трудно спорить с тем, что главным фактором привлекательности Абхазии для туристов была, есть и будет не внешняя конъюнктура, а готовность самой республики принимать гостей на достойном уровне.
Как театр начинается с вешалки, так и пребывание туристов в Абхазии – с перехода погранпоста на Псоу. Иногда он выливается в тяжкое испытание. Этим летом я дважды пересекал его, направляясь в Сочи и обратно. Это было еще до августовского пика, и я обходился, что называется, малой кровью. Отрадно, что каждый раз работали все кабинки для проверки документов. Максимум стоял в очереди к кабинке сорок минут. Это было часов в десять утра при переходе в Россию. В это время с российской стороны стояла перед мостом очередь огроменная. Но когда возвращался около шести вечера, она уже исчезла. Да, если есть такая возможность, надо всегда избегать на границе часа пик.
Мои визуальные наблюдения подтвердили официальные данные. В летний сезон на российской стороне, где обычно возникают заторы, дополнительно привлекли более 200 сотрудников погранслужбы. Теперь одновременно функционирует свыше 90 рабочих мест для них. Для автомобилей используются 23 полосы: две – для автобусов, четыре – для грузовиков, 17 – для легковушек. Время, отводимое на проверку, составляет до трех минут на одного человека. Но затягивают процедуру пограничного контроля с российской стороны должники, которые перед поездкой на отдых в другую страну забыли оплатить налоги, штрафы и алименты, группы несовершеннолетних, у которых отсутствуют или неправильно оформлены нотариально заверенные согласия от законных представителей... Помогает немного разгрузить пассажиропоток железная дорога; курсирующие дважды в день поезда Адлер - Гагра перевозят до 800 человек в сутки.
Но чем больше людей заезжает в страну и выезжает из нее, тем больше, естественно, вероятность разного рода неприятных и трагических происшествий, которые могут с ними случиться. Вот на днях вертолет МЧС Абхазии спас 29-летнюю Екатерину Евдокимову из Екатеринбурга, которая пострадала при подъеме на Чедымский хребет. Восхождение она совершала в составе группы из пяти человек, в которой помимо нее и проводника входило еще трое жителей Москвы. Все они скатились по леднику и пострадали, а Екатерина сломала руку и получила сотрясение мозга. Сейчас она проходит лечение в Республиканской больнице Абхазии.
А 25 июля спасатели спустили из верхней части Кодорского ущелья тело туриста из Санкт-Петербурга, погибшего во время похода в село Чхалта. В МЧС Абхазии сообщают, что в большинстве случаев туристы, отправляясь в горы, не уведомляют об этом соответствующие структуры в республике, поэтому с поиском и спасением пострадавших нередко возникают проблемы. Вот и сегодня около 11 утра один человек погиб в результате несчастного случая в районе Сухумской ГЭС. Погибший – житель села Дранда Гулрыпшского района Александр Беркун, 1971 года рождения – сорвался со скалы и скончался на месте. И что его туда понесло?
Но не меньше гор таят опасности для туристов дороги. 26 июля автомобиль Chrysler, в котором находилась семья туристов Муриных из Ленинградской области, в районе поселка Приморский Гудаутского района столкнулся с автомобилем Ford, который выехал на встречную полосу. Семейная пара Муриных погибла на месте. Их дети с травмами различной степени тяжести были доставлены в Республиканскую больницу. Водитель Ford, по чьей вине произошло столкновение, попал в реанимацию.
Сегодня около десяти утра в Гагрском районе в семи километрах от российско-абхазской границы попал в аварию и перевернулся целый микроавтобус с российскими туристами. Погиб турист из Омска Виктор Гуськов, 1954 года рождения, 18 человек, в том числе пятеро детей, с различными травмами доставлены в Гагрскую больницу. Причина аварии – столкновение с легковым автомобилем «Ниссан Скайнлайн», пассажиров которого доставили в больницу в Сухуме.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия