Военные маневры России встревожили Грузию

В Тбилиси не преминули высказать опасения по поводу масштабных маневров: аналогичные военные учения в 2008 году завершились вводом российских войск в Грузию

Россия объявила о проверке боеготовности своих вооруженных сил на южных и юго-западных рубежах. Внезапность этого решения встревожила Грузию. Маневры, предваряющие масштабные стратегические учения «Кавказ-2016», напомнили Тбилиси аналогичные военные игры «Кавказ-2008», завершившиеся вводом российских войск в Грузию.

«Осуществить полный цикл непосредственной подготовки вооруженных сил к защите интересов Российской Федерации при нарастании угроз ее безопасности», – приказ Верховного главнокомандующего Владимира Путина огласил министр обороны России. Сергей Шойгу поставил задачу оценить готовность Южного военного округа, развернуть в сжатые сроки самодостаточные группировки войск для локализации кризисных ситуаций. Задействованы также контингенты Центрального и Западного округов, Северный флот, Военно-космические силы и подразделения ВДВ. На южном направлении, включая базы в Абхазии и Южной Осетии, – до 70 тысяч военнослужащих.

В Тбилиси не преминули высказать опасения по поводу масштабных маневров. По словам главы грузинского МИДа Михаила Джанелидзе, подобные действия Москвы лишь усугубляют и без того непростую ситуацию на Южном Кавказе:

Your browser doesn’t support HTML5

Военные маневры России встревожили Грузию

«Любая подобная активность не способствует миру и стабильности в регионе. И наша главная задача сейчас – продолжить исключительно мирными методами процесс урегулирования конфликта (между Грузией и Россией). И добиться стабильности в рамках международных механизмов урегулирования этого международного конфликта».

Впрочем, грузинские политологи не видят прямой военной угрозы. Россия всегда смотрела на Кавказ как на плацдарм для охраны своих южных рубежей. И на фоне непростой геополитической ситуации, в первую очередь на Ближнем Востоке, Москва демонстрирует свои военные возможности. К тому же подобные маневры очень хорошо прикрывают передислокацию войск, говорит военный эксперт Ираклий Аладашвили:

«В этом случае российское командование и вообще российские политики смотрят в сторону Ближнего Востока, я так думаю. Потому что не только ближнее зарубежье, как они называют и Грузию, и Украину, но и Ближний Восток – в этом направлении: и Сирия, и Иран, и т.д. Если вспомнить прошлогоднюю переброску российских самолетов на авиабазу в Сирии, то до этого тоже проходили военно-воздушные учения. И под этой маскировкой была переброшена авиагруппа. Так что в этом случае мы тоже можем ожидать каких-то сюрпризов от Кремля».

Другой военный эксперт, Вахтанг Маисая, считает, что с задействованием ударных вооружений Москва решает свои внешнеполитические задачи именно в ближнем зарубежье, в том числе и в Грузии:

«Данные учения очень похожи на те, после которых части 58-й и 49-й армий вторглись на территорию Грузии. Это, во-первых. Тем более что такие же учения уже начались вдоль границы с Украиной. А с другой стороны, впервые в этих учениях задействованы ударные элементы вооружений. Это так называемые «Искандеры-М». И это уже фактически является демонстрацией военной силы. Тем более, накануне парламентских выборов в Грузии. Сейчас уже решается вопрос не внутриполитического, а внешнеполитического характера – то есть какой курс выберет Грузия после парламентских выборов».

Впрочем, с такой постановкой вопроса не согласен политолог Заал Анджапаридзе. Эксперт не считает, что время старта масштабных учений, в том числе на территории самопровозглашенных республик Абхазия и Южная Осетия, каким-то образом связано с предвыборным периодом в Грузии. Хотя этим фактом могут воспользоваться политические противники в самой Грузии:

«Такое проявление (российской) агрессии скорее льет воду на мельницу прозападных сил. Они могут использовать российскую угрозу в своих интересах. Но, с другой стороны, и пророссийские силы могут сыграть на этом, убеждая, что только они способны разговаривать с таким агрессивным соседом. Я думаю, что на этом фоне опять усилятся споры о внеблоковом статусе или обязательности интеграции в НАТО».

По мнению политолога, внезапная проверка боеготовности российских войск – в первую очередь сигнал международному сообществу о том, что в военном отношении Россия сильна и готова эту силу применить. Но это также сигнал и соседям. Вообще, считает Анджапаридзе, это соответствует российской политике – бряцать оружием и играть мускулами, показывая таким образом свое недовольство тем государствам, которые проводят политику, не соответствующую ее интересам.