Бывший чиновник администрации экс-президента Александра Анкваба Кристиан Бжания требует привлечь к уголовной ответственности за клевету абхазского журналиста Изиду Чаниа. Он недоволен ее выводами, сделанными в материале для радио «Эхо Кавказа» под названием «Телевизионное отмывание».
Кристиан Бжания адресовал свой иск исполняющему обязанности генерального прокурора Абхазии Георгию Аршба. В заявлении он сообщает о том, что автор материала «Телевизионное отмывание» Изида Чаниа делает «выводы о наличии коррупционной составляющей в отношениях Абхазской государственной телерадиокомпании и РУП "ТСА" по договорам ретрансляции». Кристиан Бжания пишет:
«Поскольку автор прямо указывает на мое отношение к истории по "отмыванию денег", прошу провести прокурорскую проверку по изложенным фактам опубликованной И. Чаниа информации».
Однако ждать результатов прокурорской проверки, проведения которой сам и требует, Кристиан Бжания не желает – он просит «на основании изложенного, учитывая, что я не имею никакого отношения к изложенным в статье и аудиорепортаже журналистки И. Чаниа "Телевизионное отмывание" фактам, прошу привлечь к уголовной ответственности журналистку И. Чаниа за клевету».
Your browser doesn’t support HTML5
В свою очередь на подачу иска сегодня отреагировала Изида Чаниа. Она обратила внимание на то, что в иске нет ни одной цитаты из ее материала, которая бы свидетельствовала о клевете. Видимо, и податель иска не смог ее обнаружить. В то же время журналист заявила, что иск Бжания ее очень устраивает, она присоединяется к его требованию провести прокурорскую проверку по фактам, изложенным в ее материале «Телевизионное отмывание»:
«Речь идет об очень непонятной, на мой взгляд, схеме, которая использовалась для перечисления сумм, поступавших от российской вещательной компании ВГТРК на абхазское телевидение в размере от 1 млн 200 тысяч рублей до 1 млн 500 тысяч рублей ежемесячно. Почему такая вилка? Никто не смог мне точно сказать, какая сумма действительно поступала на телевидение: ни нынешнее руководство телевидения, ни предыдущее его руководство, ни сами связисты не смогли точно и конкретно назвать эту сумму. Во всем этом деле меня очень насторожил отказ кого-либо показать договор, на основании которого эти деньги перечисляются РУП "ТСА"».
В «ТСА» Чаниа показали только одну страницу документа, где говорилось о том, что 65% поступающих от ВГТРК средств должны направляться связистам, а 35% – остаются на АГТРК.
Непонятны правовые основания договора, заключенного между Абхазским телевидением и РУП «ТСА» на перевод части денег ВГТРК, так как АГТРК и так оплачивает «ТСА» услуги по ретрансляции из госбюджета ежемесячно в размере 120 тысяч рублей.
Изида Чаниа рассказывает:
«Почему абхазское телевидение должно перечислять деньги за ретрансляцию на своем канале? Абхазское телевидение не ретранслирует ВГТРК, оно показывает его в своем эфире, который оплачен из бюджета. Любопытная деталь: мы знаем, что Кристиан Бжания одновременно возглавлял и Абхазское телевидение, и Управление правительственной информации. На самом деле он перечислял деньги из своего кармана в свой карман. То есть деньги поступали на АГТРК, которую он возглавлял, и перечислялись в РУП "ТСА", который был подведомственен Управлению информации, которое он также возглавлял! В общем, вопросов много».
Изида Чаниа полностью поддерживает иск Кристиана Бжания в той его части, где он требует, чтобы прокуратура разобралась в этом вопросе.
Но она отмечает и то, что в последнее время в Абхазии стало популярным угрожать судом журналистам. Изида Чаниа заявила:
«То, что сейчас происходит, я увязываю еще и с продолжением давления на независимых журналистов. Кристиан Бжания хотя бы довел дело до какого-то логического конца. Он подал заявление. Все остальные просто угрожают. Были угрозы подать на меня в суд от Алмаса Джопуа, были угрозы подать на меня в суд от Рауля Лолуа, о том, что в моих статьях содержится какая-то наказуемая составляющая, говорила адвокат Фрида Лазба. Но я благодарна Кристиану Бжания за то, что он все-таки довел дело до конца и дошел до прокуратуры. Судя по его заявлению, оно совершенно пустое, если не считать той его части, в которой я с ним солидарна».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия