Министр экономики Грузии Дмитрий Кумсишвили ознакомил сегодня журналистов с данными статистики в сфере туризма за 2016 год. Министр считает, что число зарубежных визитеров выросло более чем на 8,2% благодаря успешной деятельности администрации туризма. Эксперты спорят. По их мнению, росту турпотока способствовали несколько иные факторы.
Агрессивная рекламная кампания Национальной администрации туризма – вот что министр Кумсишвили считает главным фактором, влияющим на рост потока туристов в Грузию. Он уверен, что участие в 14 международных туристических выставках и симпозиумах, подготовка администрацией более 200 статей, блогов и документальных фильмов о привлекательности Грузии сделали свое дело: за прошедшие восемь месяцев Грузию посетили 4 миллиона 247 тысяч человек, из них около двух миллионов приходится собственно на туристов. Показатель этот почти на 17,5% превышает тот, что был зафиксирован за тот же период прошлого года.
Однако в некоторых местах доклада Кумсишвили отчетливо звучали предвыборные нотки. К примеру, министр старательно сравнивал нынешнюю статистику по росту турпотока с той, которая фиксировалась в годы правления «Нацдвижения»:
Your browser doesn’t support HTML5
«Если оперировать цифрами, то в период с 2010-го по 2012-й год Грузию посетили более 9 миллионов 200 тысяч визитеров, в то время как за период с 2013-го по 2015-й год Грузию посетили 16 миллионов 800 тысяч туристов. За период нашего правления в эксплуатацию были введены 508 гостиниц, что составляет 41% от их общего числа, в том числе 33 только в текущем году. Можно констатировать, что значительная часть гостиничных мест была создана в период правления «Грузинской мечты».
Однако с доводами министра согласны не все эксперты в сфере туризма. По мнению Майи Сидамонидзе, несмотря на усилия Национальной администрации туризма, которые тоже, без сомнения, принесли свои плоды, основные причины роста турпотока все же обусловлены другими факторами:
«По сравнению с прошлогодними показателями, когда был зафиксирован 3%-ный рост турпотока, увеличение на 8% можно считать успешным показателем, однако все же необходимо дождаться окончания года. Если судить по географии стран, откуда демонстрируется наибольший прирост туристов, то это страны Ближнего Востока и Иран, с которыми на протяжении двух лет действовал визовый режим, отмененный в этом году. И, наконец, нестабильная ситуация в Турции и Египте способствовала переориентации части российских и украинских туристов на Грузию».
Есть возражения у Майи Сидамонидзе и по поводу роста количества отелей по Грузии. Она считает, что он фиксируется только в столице:
«Фактически все гостиницы строятся в Тбилиси, чего не скажешь о регионах. Между тем дефицит койко-мест в них порождает дороговизну, а вместе с ней недовольство визитеров, которые вряд ли повторно посетят эти места. В особенности это касается Аджарии, где развитие инфраструктуры явно не поспевает за ростом турпотока, что в будущем может создать ряд проблем. В конце концов, увязывать рост турпотока с количеством гостиничных мест несколько некорректно. Гостиницы строятся в основном на средства частных инвесторов, а в обязанности государства входит бесперебойное снабжение туристических объектов электроэнергией и водой и подвод к ним качественных дорог».
На сегодняшний день в стране действуют 1258 гостиниц и гостевых домов. 99,3% из них принадлежат частным собственникам, десятая часть этих собственников – иностранцы.