11 сентября 2012 года в Абхазии были убиты российский предприниматель Сергей Клемантович и его помощница Оксана Скареднова. Следствие считает заказчиком преступления депутата абхазского парламента Нодика Квициния. На этой неделе в суде прозвучала четырехчасовая речь прокурора Даура Амичба, которой изложил позицию обвинения.
Судебное разбирательство по резонансному делу об убийстве в Абхазии россиян Сергея Клемантовича и Оксаны Скаредновой подходит к концу. Слушания по нему начались в марте 2015 года. На этой неделе в суде была изложена позиция стороны обвинения – в виде докладе прокурора Даура Амичба.
Итак, следствие считает, что убийство было совершено организованной группой, в состав которой входили: депутат Народного собрания - парламента Республики Абхазия Нодик Квициния, ранее судимый Джумбер Бигвава, ранее судимый и состоящий на учете в Республиканском наркологическом диспансере член Совета общественной благотворительной организации «Ассоциация инвалидов Отечественной войны народа Абхазии» Ахра Гопия, состоящий на учете в Республиканском наркологическом диспансере Рамин Хмаил и ранее судимый Аслан Цвижба.
Your browser doesn’t support HTML5
Следствие обвиняет депутата Нодика Квициния в организации похищения российского предпринимателя Клемантовича и его помощницы Скаредновой в целях получения выкупа и в умышленном убийстве из корыстных побуждений с целью завладеть имуществом Клемантовича, которому принадлежала фирма «Ел-Петролеум - Абхазия».
Остальным соучастникам преступления предъявлены обвинения в похищении и умышленном убийстве по найму.
Из выступления прокурора Даура Амичба следует, что план похищения предпринимателя с целью выкупа был разработан Нодиком Квициния и посвященным в его намерения Джумбером Бигвава. В соответствии с ним 10 сентября 2012 года примерно в три часа дня под предлогом обсуждения деловых вопросов Нодик Квициния завлек к себе в дом в г. Сухум по улице Чанба Сергея Клемантовича. Как только предприниматель вошел в дом, следом за ним ворвались, прикрывая лица платками, Рамин Хмаил и Аслан Цвижба. Клемантович оказал сопротивление, его избили и связали руки скотчем, он сказал, что на улице в автомашине Lexus его ожидает помощница Скареднова. Нодик Квициния под предлогом угощения кофе завлек к себе в дом и Оксану Скареднову, где ее также связали. Клемантовича и Скареднову вывезли в нежилой дом в районе «Маяк» в г. Сухум. Их связали железной цепью и привязали к трубе в ванной. Охраняли похищенных граждан России Ахра Гопия и Джумбер Бигвава.
Вечером 11 сентября 2012 года Нодик Квициния приехал в дом, где содержали похищенных, и потребовал от Клемантовича 2 млн долларов за освобождение, но получил категорический отказ. Нодик Квициния, желая скрыть совершенное преступление и в дальнейшем завладеть имуществом ООО «Ел-Петролеум - Абхазия», соучредителем и генеральным директором которого был Клемантович, предложил Цвижба, Бигвава, Хмаилу и Гопия за 15 млн рублей убить Клемантовича и Скареднову. И они согласились.
Ночью 11 сентября Клемантовича и Скареднову посадили в машину, которой управлял Цвижба, и вывезли в заранее выбранное место в селе Адзюбжа Очамчирского района. Гопия выстрелом из пистолета убил Клемантовича, а Бигвава – Скареднову. Их тела сбросили в колодец заброшенного дома и туда же кинули боевую гранату неустановленного образца.
13 октября 2013 года останки Клемантовича и Скаредновой были извлечены из колодца в результате проверки показаний Ахры Гопия и Рамина Хмаил.
На суде все обвиняемые от своих показаний отказались и свою вину не признают.
Прокурор Даур Амичба перечислил доказательства преступления, которые предоставило суду следствие. Прежде всего, это показания Гопия и Хмаила, по результатам которых были обнаружены тела убитых россиян. В деле большое количество звуковых файлов телефонных переговоров между обвиняемыми. Экспертиза голосов в деле присутствует. Машина, принадлежавшая Клемантовичу, была обнаружена во дворе дома Нодика Квициния. При обыске у Квициния был обнаружен и договор от 31 мая 2013 года о передаче на ответственное хранение Нодику Квициния машины Клемантовича, подписанный исполнительным директором фирмы ООО «Ел-Петролеум - Абхазия» Оковытовым.
Из свидетельских показаний родственников Клемантовича и сотрудников ООО «Ел-Петролеум - Абхазия» следует, что Клемантович занимался в Абхазии добычей и сбытом лома черного металла. В организации бизнеса и обеспечении безопасности Клемантовичу помогал депутат абхазского парламента Нодик Квициния. У Клемантовича были дружеские отношения и с председателем правления Сбербанка Абхазии Тимуром Бганба. Жена Клемантовича – Наталья сообщила, что в последние перед гибелью месяцы мужу неоднократно звонил Нодик Квициния и требовал выплаты каких-то денежных средств. Она знала от Клемантовича, что он должен Нодику Квициния за сделку, связанную с покупкой земельного участка в селе Псахара Гагрского района.
Дмитрий Головаш, коммерческий директор ООО «Ел-Петролеум - Абхазия» сообщил, что по просьбе Клемантовича под поручительство его фирмы 26 июня 2008 года взял в Сбербанке Абхазии два кредита на сумму 20 тысяч долларов и 229 тысяч долларов. 20 тысяч долларов были израсходованы на нужды фирмы, а 229 тысяч долларов Клемантович передал Нодику Квициния в присутствии Тимура Бганба в счет уплаты за земельный участок, о чем, как он сообщил, была составлена расписка.
Головаш также рассказал, что встречался с Клемантовичем в Москве и тот представил ему на обозрение документ, выданный председателем правления Сбербанка Абхазии Тимуром Бганба о погашении обоих кредитов.
В августе 2012 года в ООО «Ел-Петролеум - Абхазия» была направлена претензия Сберегательного банка Абхазии по невыплате кредита, выданного Головаш.
Председатель правления Сбербанка Абхазии Тимур Бганба показал, что между Клемантовичем и им возникли разногласия по поводу погашения кредита, выданного Головаш. О передаче денег третьему лицу он ничего не знает. Сбербанк сначала направил претензию фирме Клемантовича, а потом обратился в арбитражный суд. Сбербанк выиграл дело и получил движимое имущество фирмы «Ел-Петролеум - Абхазия» – несколько самосвалов и других транспортных средств. Последний раз Бганба виделся с Клемантовичем в Москве, они обсуждали тему погашения кредита, и Клемантович обещал приехать и лично во всем разобраться. Больше они не встречались.
Прокурор сообщил о том, что факт совершения преступления подтверждают и данные судебно-медицинской экспертизы, которая зафиксировала при обследовании останков Клемантовича и Скаредновой повреждения, совпадающие с показаниями обвиняемых.
Согласно заключению судебных психолого-психиатрических экспертиз, все подсудимые признаны вменяемыми.
Гособвинение просит суд признать виновными всех обвиняемых и назначить им меру наказания. Даур Амичба сообщил:
«В отношении Нодика Квициния мы просили срок по совокупности преступлений в виде 20 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В отношении Джумбера Бигвава – аналогичное наказание в виде 20 лет лишения свободы. В отношении Аслана Цвижба по совокупности 20 лет, но у него до совершения преступления была отсрочка по другому приговору гагрского суда, и по совокупности обоих этих приговоров попросили окончательно 25 лет лишения свободы строгого режима. В отношении Гопия, с учетом его признательных показаний на следствии и сотрудничества со следствием, мы попросили 17 лет. В отношении Хмаила – 15,5 лет».
6 сентября состоится следующее судебное заседание по этому делу, на котором слово будет предоставлено защите и самим обвиняемым, и у них будет возможность изложить свою позицию.
После их выступления должен быть оглашен приговор.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия