Палата представителей американского Конгресса приняла резолюцию в поддержку территориальной целостности и суверенитета Грузии. Документ осуждает военную интервенцию России, оккупацию грузинских территорий и незаконные действия Москвы вдоль разделительных линий. Конгрессмены призвали президента США не признавать де-юре или де-факто российский суверенитет над Абхазией и Южной Осетией и поддерживать территориальную целостность Грузии.
410 «за», 6 «против» – Палата представителей Конгресса США проявила редкое единодушие, поддержав резолюцию под номером 660, касающуюся Грузии, нарушения ее территориальной целостности и российского фактора на Южном Кавказе. Американские законодатели считают, что демократическая и суверенная Грузия входит в долгосрочные интересы США, так как это способствует миру и стабильности в регионе.
«Резолюция настоятельно призывает правительство США уделять особое внимание укреплению безопасности Грузии путем проведения совместных военных учений и предоставления оборонительных возможностей в целях укрепления независимости и суверенитета Грузии», – говорится в документе.
Your browser doesn’t support HTML5
Резолюция была инициирована еще в марте нынешнего года сопредседателями группы друзей Грузии – республиканцем Тедом По от штата Техас и демократом Джеральдом Конноли из Вирджинии. Теперь дело за администрацией президента. Положения документа вступят в силу, только если Белый дом поддержит инициативу конгрессменов.
В Тбилиси новость восприняли как победу грузинской дипломатии. Глава МИД страны Михаил Джанелидзе заявил, что резолюция является важнейшим знаком поддержки со стороны США:
«Резолюция четко указывает на поддержку территориальной целостности Грузии со стороны международного сообщества и подчеркивает необходимость сотрудничества в области обороны и безопасности. Грузия рассматривается как страна, входящая в долгосрочные политические интересы США. Грузия сотрудничает с США с целью обеспечения стабильности, безопасности и развития. И мы видим, что не только администрация США поддерживает Грузию, но и двухпартийный Конгресс выражает поддержку нашей стране, что имеет важное значение для укрепления нашего дальнейшего сотрудничества».
Принятие резолюции, по мнению некоторых экспертов, стало логичным продолжением серии шагов со стороны Вашингтона по усилению сотрудничества с Тбилиси. Буквально накануне по итогам заседания в грузинской столице Североатлантического совета стало известно, что США намерены способствовать повышению обороноспособности Грузии. В частности, будет увеличено количество тренингов для грузинских военных, а на базе учебного центра «Крцаниси» был заложен фундамент будущего здания штаба совместного центра тренировок и оценок НАТО-Грузия. Эксперт Института Маккейна Бату Кутелия считает резолюцию важным сигналом:
«Сегодня, когда политическая система в США находится в предвыборном режиме, такая двухпартийная поддержка со стороны Конгресса очень важна. Это касается и территориальной целостности, и повышения обороноспособности нашей страны. И это большой шаг вперед, потому что у будущей администрации будет уже сформированная картина дальнейшей политики в отношении Грузии».
Несколько иного мнения придерживается политолог Торнике Шарашенидзе. Эксперт относится к документу с меньшим воодушевлением и считает, что ожидания практической пользы от документа завышены:
«Это никак не подействует, конечно, на политику России. Просто это напоминание со стороны США, что Соединенные Штаты не забывают про грузинский вопрос и что никогда не признают отторжение территорий Южной Осетии и Абхазии от Грузии. Больше, скорее всего, ничего. Можно, конечно, этим оперировать, можно выделить для Грузии дополнительную помощь – военную помощь или что-то еще, но на политику России это, конечно же, не подействует никак».
В российском экспертном сообществе на документ отреагировали сдержанно – резолюция Палаты представителей не имеет обязывающей силы и вряд ли окажет серьезное воздействие на внешнюю политику США. По словам старшего научного сотрудника Института стратегических исследований Константина Тасица, каких-либо конкретных действий со стороны Москвы можно ожидать, только если эти решения перейдут в практическую плоскость:
«На примере Украины мы видим, что позиция Конгресса более радикальна, чем позиция исполнительной власти. И в отношении Украины также принимались соответствующие документы, призывавшие оказать помощь летальным оружием. Но нынешняя администрация (США) более прагматична, она не идет на такие радикальные шаги. В данном случае такая же ситуация: если это останется таким вот декларативным документом, то будет соответствующая декларация с российской стороны о том, что не следует вмешиваться Соединенным Штатам в этот вопрос. А если будут соответствующие действия, тогда это переходит в логику военной конфронтации, и тогда уже не политологи или политики, а военные будут считать все потенциалы, соотношения военных сил. И, в соответствии с теми договорами, которые есть у России с Абхазией и Южной Осетией, будут предприниматься действия, для того чтобы обеспечить их безопасность».
По словам эксперта, в Тбилиси должны понимать, что усиление военной составляющей вызовет симметричный ответ Москвы. Тем более что базы, размещенные в Абхазии и Южной Осетии, позволяют России в случае необходимости нарастить и без того серьезный военный потенциал.