На фоне использования ракетных комплексов «Искандер-М» в ходе учений в российском Южном военном округе в Грузии забеспокоились: насколько обещанные Францией системы ПВО смогут прикрыть грузинское небо в случае нового конфликта с Россией.
Французские системы противовоздушной обороны в скором времени встанут на боевое дежурство в Грузии. Побывавший с визитом в Тбилиси и получивший из рук президента Маргвелашвили орден «Золотого руна» министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан пообещал: в ближайшее время Париж предложит Тбилиси план действий, предусматривающий получение Грузией вооружений, необходимых для обеспечения ее суверенитета.
«Защита неба и воздушных границ – обязательная составная часть суверенности государства. Когда речь идет о помощи, я могу сказать, что между Грузией и НАТО действует Существенный пакет, который предусматривает адаптацию систем воздушной безопасности для Грузии. В этом вопросе Франция сотрудничает с Грузией по вопросам воздушной обороны», – заявил французский министр и добавил: для обеспечения надежной работы ПВО Пятая республика пошлет в Грузию своих офицеров.
Your browser doesn’t support HTML5
Также к концу года в Тбилиси прибудут французские военные специалисты, чтобы совместно с грузинской стороной разработать долгосрочную программу обеспечения безопасности воздушного пространства Грузии. Переговоры по этому вопросу начались еще в бытность министром обороны Ираклия Аласания и продолжились при Тине Хидашели. В результате был заключен договор о поставках систем ПВО. Но эксперты не разделяют воодушевления нынешних властей. По мнению военного эксперта Амирана Салуквадзе, Грузия бежит впереди паровоза:
«Для начала нужно было создать группу квалифицированных специалистов со стороны Грузии, которая бы разработала долгосрочную программу. Сначала надо понять, что нам нужно, и лишь потом реализовывать это. А не наоборот».
Пока официально не сообщается, какие именно системы ПВО фигурируют в документах, но, согласно кулуарной информации, речь идет о мобильных зенитно-ракетных комплексах и передвижных радиолокационных станциях. Правда, военный эксперт Ираклий Аладашвили сомневается в том, что одних этих комплексов будет достаточно для того, чтобы надежно прикрыть небо:
«Говорят, что MICA VL – это новая французская зенитная система ближнего действия. Она работает в радиусе 20 км на высоте 9 км. И если Грузия точно покупает MICA, это неплохой вариант. Хотя, если мы хотим создать эффективную систему воздушной обороны, надо ее сделать эшелонированной: сначала сильные радиолокационные станции, способные обнаружить цель на расстоянии 300-400-600 км, и потом уже зенитно-ракетные комплексы дальнего действия – где-то 100-150 км, потом среднего действия – 50-70 км, и ближнего – 15-20 км. Ну, и самое последнее – это переносные ПЗРК типа «Стингера», «Стрелы» или «Иглы». Вот это уже получается эшелонированная оборона».
Обещанные французские комплексы могут прикрыть какой-то конкретный стратегический объект, например, военную базу, но если говорить о более крупных масштабах – например столице, то тут уже количества ЗРК может не хватить.
После недавнего заседания Североатлантического совета в Тбилиси грузинские власти получили обещание со стороны западных партнеров усилить военное сотрудничество. И не последнее место в этом сотрудничестве должна занять ПВО – традиционно слабое звено в оборонной стратегии Грузии. Во время августовской войны 2008 года российские самолеты практически беспрепятственно наносили удары по грузинской территории. Сейчас в Тбилиси заявляют: больше такого не повторится. Но, как отмечает Ираклий Аладашвили, западные партнеры пока ограничиваются лишь обещаниями, в то время как Россия, напротив, усиливает свой военный потенциал:
«Сейчас американцы и натовцы уже, наверное, думают, что они теряют и Черное море, и Южный Кавказ. Потому что вместо них Россия начала развертывать свои системы ПВО – как на оккупированных территориях Грузии в Цхинвальском регионе и Абхазии, так и в Армении. Кроме этого, они завезли «С-400» в Сирию, и это значит, что Россия сейчас и направление Южного Кавказа, и Ближний Восток контролирует, наверно, лучше, чем американцы».
Что касается российских «Искандеров», задействование которых в учениях в российском Южном военном округе заставило занервничать Тбилиси, эксперты отмечают: против такого оружия должны работать специализированные системы ПРО, которых у Грузии по факту нет. И даже если страна сумеет получить их, наличие российских оперативно-тактических ракетных комплексов всего в нескольких десятках километров от Тбилиси делает реагирование на возможную атаку невероятно сложным, а создание надежной противовоздушной и противоракетной обороны – слишком дорогое удовольствие для грузинского бюджета.
Лучшим выходом для Тбилиси, по мнению специалистов, было бы включение страны в систему ПРО НАТО, но Североатлантический альянс, несмотря на многочисленные обещания помочь Грузии в обеспечении ее безопасности, под свой «противоракетный зонтик» пускать не торопится.