Всемирно известный оперный певец и меценат Паата Бурчуладзе оказался в центре нового скандала. На фоне серьезных внутренних разногласий в его избирательном блоке «Государство для народа» достоянием общественности стал телефонный разговор политика с директором оппозиционной телекомпании «Рустави 2» Никой Гварамия. На распространенной в интернете записи Гварамия предупреждает Бурчуладзе о «красной линии», которую переступили его соратники, заявив о готовности войти в коалицию с «Грузинской мечтой».
«Государство для народа» мешает государству «Мечты» – глава телекомпании «Рустави 2» и оппозиционные партии обвиняют власти в незаконных прослушках, давлении на оппонентов и попытке дискредитации политических противников. Распространение телефонного разговора лидера избирательного блока «Государство для народа» Пааты Бурчуладзе и директора оппозиционной телекомпании Ники Гварамия вызвало в Грузии широкий общественный резонанс. Оперный певец и глава «Рустави 2» обсуждают политические предпочтения команды Бурчуладзе, в частности, заявление одного из членов «Нового политического центра – Гирчи» Вахтанга Мегрелишвили о возможности коалиции с «Грузинской мечтой». Ника Гварамия в категоричной форме предупредил Бурчуладзе о последствиях:
Your browser doesn’t support HTML5
«Это те «красные линии», пересечение которых для нас недопустимо. Мы завтра собираемся делать большой сюжет о том, как этот блок будет в коалиции с властью. Это личное заявление члена «Гирчи» Вахтанга Мегрелишвили. По его словам, им все равно, с кем сотрудничать. Нам – нет. Мы не намерены сотрудничать с теми, кто сотрудничает с (Бидзиной) Иванишвили».
На что Паата Бурчуладзе ответил, что ничего о подобных настроениях в своей команде не знал, пообещав разобраться:
«Я сам удивлен, что кто-то в моей команде сказал что-то подобное. И если сказал, я должен привести его в себя. Давай не будем торопиться. Большое спасибо».
Запись разговора появилась в видеохостинге Youtube на канале зарегистрированного на территории России и посвященного Грузии интернет-издания, и тут же была распространена грузинскими СМИ. Ника Гварамия на специальном брифинге подтвердил подлинность разговора с Бурчуладзе, но отметил: запись смонтирована, а авторство принадлежит грузинским спецслужбам:
«Сам я эту запись с начала до конца не слушал, но господин Паата сказал мне, что там нет того момента, где он говорит, что не имеет дел ни с Саакашвили, ни с Иванишвили. Если этого действительно нет в записи, то это монтаж. Я подтверждаю, что господин Паата неоднократно повторил это в ходе разговора. В чьи интересы это входит? Понятно, что в интересы тех, кто хочет создать видимость того, что Паата Бурчуладзе связан с Саакашвили и «Рустави 2». Кто эта сила, которой это выгодно? Такая сила в нашей стране одна – это нынешние власти».
Сам Паата Бурчуладзе от комментариев воздерживается, но соратники певца заявляют: власти используют грязные методы борьбы с политическими оппонентами. По словам советника Бурчуладзе по правовым вопросам Давида Джандиери, скандальным в этой записи является то, что осуществляется прослушка лидера одной из политических партий и главы независимой медиа-структуры:
«Это происходит в условиях, когда власти уверяют о деполитизации Министерства внутренних дел и Службы безопасности. Интересно то, что из разговора удален фрагмент, где Бурчуладзе заявляет, что не сотрудничает ни с «Национальным движением», ни с «Грузинской мечтой». Это уже стало нормой, которую «Грузинская мечта» использует на протяжении последних лет – незаконные слежки, прослушки и последующее их обнародование. Эта запись сделана Службой государственной безопасности, в этом нет никаких сомнений. И ее целью является дискредитация Пааты Бурчуладзе».
В Службе государственной безопасности категорически отрицают, что имеют какое-либо отношение к записи и распространению телефонного разговора между гендиректором «Рустави 2» и лидером «Государства для народа», и заявляют: МВД уже проводит расследование. Отреагировал на скандал и президентский дворец. Пресс-спикер главы государства Эка Мишвеладзе призвала прекратить практику незаконных прослушек.
То, что в разгоревшемся скандале главным является не содержание, а сам факт незаконной прослушки, уверен политолог Гия Хухашвили. По его словам, все указывает на почерк спецслужб, но ценность подобных акций сомнительна для заказчика:
«Что самое главное, технология неверная и политически глупая, скажем так. Потому что на самом деле через вот такие действия те, кто это делает, – власть – получают больший ущерб, чем могут ждать от таких действий каких-то дивидендов. То есть, если складывать минусы и плюсы, минусов больше, чем плюсов».
Сам факт появления в сети подобной записи говорит о том, что нынешние власти не отказались от методов предшественников, и в оставшееся до выборов время обязательно появятся новые – более резонансные компроматы, уверен Хухашвили:
«Конечно, мы такие вбросы должны ожидать и, самое главное, не только от власти, потому что подобные компроматы припрятаны за пазухой и у того же «Национального движения». Так что я ожидаю более внушительных вбросов, чем мы услышали сегодня. Будут и фабрикации, это тоже будет, через какие-то там украинские или российские сайты. Будет всякое, потому что у политической элиты Грузии не оказалось политической воли прийти с позитивными посланиями. И они сконцентрировались на негативе, потому что негатив легко усваиваем для избирателя. В принципе, наш избиратель привык к гнилому продукту».
Сам меценат и всемирно-известный бас Паата Бурчуладзе остается темной лошадкой грузинской политики. Его обвиняли как в связях с «Грузинской мечтой», так и с «Национальным движением». Тот факт, что в его избирательный блок вошли бывшие «националы», убедил некоторых политологов в том, что это альтернативный проект экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, рассчитанный на привлечение консервативной части избирателей. Не так давно Бурчуладзе публично раскритиковал и негласный лидер правящей партии Бидзина Иванишвили. Да и бывшие соратники певца обвиняют его в том, что он «продался «националам».