Сегодня на пресс-конференции в Москве лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что Абхазия и Южная Осетия являются непризнанными территориями, а Абхазия должна стать Абхазским районом Краснодарского края. Абхазские политики и эксперты прокомментировали данное заявление.
На пресс-конференции в пресс-центре ТАСС журналист спросила лидера либерал-демократов Владимира Жириновского, насколько целесообразно выделение финансовой помощи Абхазии и Южной Осетии. Россия до 2019 года может выделить из бюджета на помощь республикам около 15 миллиардов рублей. Об этом говорится в письме Минфина России, опубликованном накануне на сайте ведомства. Жириновский ответил, что позиция ЛДПР заключается в том, чтобы «никому не помогать, никаких республик, нигде…»
Жириновский заявил: «Позиция ЛДПР одна: вступить в состав Российской Федерации на правах района. Абхазия – Абхазский район Краснодарского края, Южная Осетия – часть Северной Осетии, Приднестровье – часть Крымской области. А вот так содержать все эти территории – это все болячки. Поэтому мы категорически против списания долгов, дачи долгов. Как можно брать деньги под кредит, когда ты отдать не можешь? Абхазия, Грузия, мы будем категорически против выделения любых денег в любую точку планеты. Или они сами развиваются, или входят в состав России, или пусть возвращаются в другой какой-то регион».
Your browser doesn’t support HTML5
Депутат абхазского парламента Беслан Цвинария прокомментировал заявление своего российского коллеги. Он сказал, что не надо акцентировать внимание на высказываниях Жириновского. «Быть Абхазии в составе Краснодарского края, в составе Грузии, я не знаю, в составе Италии, или Краснодарский край будет в составе Абхазии – это, наверное, не я решаю и не он решает. Для этого есть волеизъявление народа. На сегодняшний день Абхазия, народ Абхазии в этом смысле свой путь давно определил, и в соответствии с этим Абхазия сегодня развивается», – подчеркнул Цвинария.
В то же время рано или поздно вопрос целесообразности оказания финансовой помощи Абхазии будет поднят в России. Так как это беспокоит российских налогоплательщиков. Поэтому есть потребность выстраивать взаимоотношения между Россией и Абхазией в другом ключе. Беслан Цвинария отметил, что возможности для этого существуют:
«Не совсем мне нравится, что стоит вопрос о том, что мы все время просим помощь и нам Россия оказывает эту помощь. Да, безусловно, мы партнеры, безусловно, с большим уважением и симпатией, я думаю, что не только я один, но и большинство нашего населения с надеждой, уважением относятся к Российской Федерации. Но знаете, в чем прав Жириновский: если ты хочешь потерять друзей, рассориться, давай им деньги в долг, и рано или поздно это произойдет. И вот в этом смысле меня это очень беспокоит, наши такие взаимоотношения. Надо подумать о том, как их изменить».
В Абхазии достаточный потенциал для развития, уверен Цвинария. Но надо приложить усилия, предложить партнерам сотрудничество, которое их заинтересует, естественно, будет интересно и для Абхазии. В результате можно будет получать взаимные дивиденды. Вот тогда ситуация изменится.
Один из лидеров абхазской оппозиции, председатель общественной организации «Женщины в политике» Ирина Агрба также считает, что особенно эмоционально реагировать на высказывания Жириновского не стоит. Данное его выступление вписывается в контекст предвыборной кампании. 18 сентября состоятся выборы в Государственную Думу России.
Ирина Агрба прокомментировала так: «Он понимает, что в России есть среднестатистический избиратель, которому очень легко можно объяснить, и он это примет, что все ваши беды, то, что не наполняется ваш кошелек, то, что у вас нет экономического благополучия и т.д., можно объяснить тем, что мы кормим всех, например, Абхазию, Южную Осетию, что Россия с этого ничего не имеет и т.д. Мы в данном случае определенный инструмент для того, чтобы он пиарил себя, пиарил свою партию. Мне кажется, что не Жириновскому решать вопрос нашего суверенитета. Мы должны сами больше думать о том, как укрепить наш суверенитет через развитие экономики, всех сфер нашей общественной жизни, и делать все для того, чтобы укреплять свое государство».
Ирина Агрба предположила, что изначально российскому обществу не объяснили, насколько выгодно или не выгодно дружить с Абхазией, признавать и помогать ей. Она добавила: «Россия помогает, но Абхазия идет в фарватере российской политики. Кто сегодня не может понять, что это выгодно России? Абхазия занимает очень важное стратегическое положение. Все прекрасно это понимают, кому это нужно понимать. Это понимают профессионалы, это понимают серьезные политики, военные. Я думаю, что это понимает Кремль».
Напомню, что в 2008 году, восемь лет назад, первая страна, которая признала независимость Абхазии как государства, была именно Российская Федерация.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия