Гражданский сектор хочет знать, что именно собирается делать правительство Грузии в ближайшие три года для выполнения соглашения об ассоциации с ЕС. Под требованием подписались 22 НПО, объединившиеся в «Коалицию за евроатлантическую Грузию».
Каждые три года стороны, подписавшие соглашение, подготавливают т.н. повестку дня – это документ, в котором прописаны все те приоритетные вопросы, которые Грузия обязуется решить за указанный срок. Сейчас, когда у грузинской стороны на руках уже есть черновой вариант документа на 2017-2019 годы, неправительственный сектор требует, чтобы ему предоставили возможность с ним ознакомиться.
В прошлые годы документ не раскрывался, говорилось, что якобы Евросоюз против, а Евросоюз, в свою очередь, ссылался на нежелание Грузии, рассказывает Вано Чхиквадзе, менеджер программы по евроинтеграции «Открытое общество – Грузия». Как бы то ни было, говорит он, сегодня мы знаем, что Евросоюз поддерживает наше требование. В марте, по его словам, из Брюсселя пришел положительный ответ на их просьбу о более активном вовлечении гражданского общества в этот процесс. Теперь очередь за министром иностранных дел Грузии, говорит Чхиквадзе:
Your browser doesn’t support HTML5
«Сейчас самое главное, чтобы этот документ был открыт для гражданского сектора, чтобы мы знали, что в него заложено. Это необходимо для того, чтобы предвосхитить возможные последующие заявления о том, к примеру, что Грузия внесла в документ нечто, что было неприемлемо для Евросоюза, и наоборот. Это не тот документ, который принадлежит одному, двум или даже десяти высокопоставленным чиновникам, это документ, который определяет вектор будущего развития Грузии на 2017, 2018 и 2019 годы. Исходя из этого, он должен быть инклюзивным».
О том, почему важно открыть документ именно сейчас, говорит и директор регионального Центра стратегических исследований Михаил Мирзашвили. Черновой вариант повестки дня, присланный Евросоюзом, сейчас рассматривает правительство Грузии, которое вправе внести определенные изменения. «Коалиция за евроатлантическую Грузию» хочет также принять участие в процессе – высказать свои рекомендации, которые могут быть учтены сейчас, пока документ еще не отправлен обратно. Потом никаких изменений внести уже не удастся, говорит Мирзашвили.
В то же время он говорит и о том, что правительство все же идет на сотрудничество с гражданским сектором в определенных вопросах. В августе, например, по его словам, состоялась встреча НПО и профильных министерств, на которой они коснулись 15 различных направлений. Представители ведомств, говорит Мирзашвили, высказались относительно тех замечаний, которые были у НПО:
«Если сейчас правительство откроет этот документ, мы выйдем на более высокий уровень в плане сотрудничества власти с гражданским сектором. Ведь до сих пор мы подготавливали рекомендации, основываясь лишь на достаточно общих соображениях. Разумеется, когда есть конкретный текст, замечания тоже будут очень конкретны».
Срок повестки дня, подготовленной на 2014-2016 годы, сейчас как раз подходит к концу. Чхиквадзе говорит, что на этот раз важно сделать так, чтобы все пункты, заложенные в документ, были прописаны очень детально, чтобы было меньше обобщений. В противном случае дать оценку проведенной работе очень сложно:
«Каждый раз, когда неправительственный сектор критиковал власти за невыполнение какой-то детали, это походило на спор о том, полон наполовину стакан или пуст. Власть говорила, что что-то было сделано, гражданский сектор указывал на то, что это, к примеру, было сделано не так. На самом деле это происходило потому, что оценивать было очень сложно, не было индикаторов для оценки конкретного успеха или неудачи».
Среди достижений 2014-2016 годов Чхиквадзе отмечает борьбу с коррупцией, искоренение пыток и нечеловеческого обращения с заключенными. Определенный прогресс, который, впрочем, Чхиквадзе называет пока лишь «фасадным», был достигнут в сфере труда. Хуже всего дело обстоит с защитой прав детей, сферой правосудия и вопросами равенства. По словам Чхиквадзе, сейчас важно, чтобы те направления, которые остались невыполненными или были выполнены лишь частично, не затерялись, а перешли из предыдущей в новую повестку дня.