Правящая коалиция предложила всем партиям, участвующим в выборах, подписать «мирный меморандум». Авторы документа считают, что он позволит избежать перепалок и столкновений между активистами разных партий. Между тем часть оппозиции и неправительственного сектора призвали правоохранительные органы быть бдительнее и не нарушать избирательное законодательство во избежание подобных инцидентов.
Текст меморандума, который на протяжении нескольких дней обсуждали представители правящей коалиции, сегодня уже в окончательном варианте появился на бумаге. Подписав его, участвующие в выборах партии обязуются в ходе предвыборной кампании не прибегать к провокациям и контракциям (организованным представителями одной политической партии против другой), написано в меморандуме. До конца текущего дня документ будет отослан всем участникам предвыборной гонки, сообщил сегодня исполнительный секретарь партии «Грузинская мечта – Демократическая Грузия» Ираклий Кобахидзе:
«Мы, субъекты избирательного права, участвующие в парламентских выборах 8 октября 2016 года и подписавшиеся под меморандумом, осознаем, что мирное проведение выборов – обязательное условие для развития демократии и консолидации политической системы. Осознаем, что организация контракций одного субъекта против другого провоцирует использование силы и создает особую опасность провоцирования использования силы. Соглашаемся с тем, чтобы дистанцировать наших активистов от активистов других субъектов».
Your browser doesn’t support HTML5
Часть оппозиционных партий, радикально настроенных в отношении правящей коалиции, высказали свое мнение о данном документе еще неделю назад. Представители «Национального движения», партии «Паата Бурчуладзе – Государство для народа», «Народного фронта» и «лейбористов» считают, что в основном провокации и контракции устраивают именно активисты «Грузинской мечты». Однако ни на один из подобных случаев правоохранительные органы не отреагировали соответствующим образом, утверждают они. Говорит представитель избирательного блока Пааты Бурчуладзе Георгий Вашадзе:
«Мы считаем, что этот меморандум – не что иное, как предвыборная уловка. Нет никакого смысла его подписывать, поскольку все правоохранительные органы подчиняются именно им («Грузинкой мечте»), и они могут соответственно отреагировать на любые факты нарушений».
Между тем сегодня представители Ассоциации молодых юристов выразили беспокойство, что подобные инциденты, взаимные угрозы и обвинения со стороны разных партий могут резко накалить ситуацию в стране. В такой ситуации государственные учреждения должны реагировать на каждое нарушение, заявляют правозащитники.
Обостряет предвыборный процесс и практика подкупа избирателей, считают «молодые юристы». О двух таких нарушениях журналистам рассказала представитель ассоциации Ирма Павлиашвили:
«Первый факт касается встречи Окруашвили с избирателями, после которой им передали продукты питания. Кроме того, в Самегрело, а конкретно – в Поти, молодым людям от 17 до 30 лет предлагали экскурсии, другие услуги. Мы считаем эти факты выходящими за рамки избирательного законодательства, а точнее, подкупом избирателей».
На этом претензии неправительственного сектора к партиям, участвующим в выборах, не заканчиваются. Как утверждают «молодые юристы», координаторы большинства субъектов избирательного права приходят домой к избирателям и просят предоставить их личные данные, в том числе и номера удостоверений личности. При этом, с какой целью это делается, никто им не сообщает.
Как могут воспользоваться этой информацией партии, участвующие в предвыборной гонке, представители неправительственного сектора ответить не могут, однако называют подобные факты грубым нарушением прав граждан. Председатель Ассоциации молодых юристов Анна Нацвлишвили сегодня предупредила граждан, что они не обязаны предоставлять эту информацию представителям разных партий, если не желают этого. А у представителей партий нет никакого права и правовых рычагов, с помощью которых они могут заставить избирателя выдать такую информацию.
Между тем конституционалист Вахтанг Дзабирадзе считает, что в данном случае как-либо сфальсифицировать выборы будет практически невозможно:
«Получили информацию, точные данные, ну и что дальше? Можно подделать карточки, удостоверения. Но все-таки если тот, кто дал такую информацию, будет участвовать в выборах, то как будут использовать копию документов те, у кого второе такое же удостоверение, я не представляю. Не думаю, что такие данные можно использовать во время выборов для того, чтобы изменить процесс голосования».