Всемирный экономический форум опубликовал рейтинг конкурентоспособности стран мира нынешнего года. Грузия заняла 59-е место среди 140 стран, получив 4,3 балла из семи возможных, улучшив свой прошлогодний показатель на семь позиций.
По словам составителей рейтинга, под глобальной конкурентоспособностью подразумевается способность государства привлечь ресурсы для своего развития. В отчет также включен обзор сильных и слабых позиций стран, что делает возможным определение приоритетных областей для определения политики экономического развития и ключевых реформ.
Грузия третий год кряду улучшает свои позиции в рейтинге авторитетной швейцарской организации. В классификации нынешнего года она расположилась в компании восточноевропейских стран, Вьетнама и Филиппин. Грузия занимает высокие места в таких индикаторах, как «Здравоохранение и начальное образование» (40-е место) и «Макроэкономическая среда» (49-е место), самый худший показатель страна продемонстрировала в плане внедрения инноваций (116-е место).
Экономический эксперт Мераб Джаниашвили обращает внимание на ту часть доклада, где речь идет об основных причинах, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса. Для Грузии таковыми названы низкая квалификация персонала, недостаточная доступность бизнеса к финансовым ресурсам, высокий уровень инфляции и засилье бюрократии, напоминает экономист:
Your browser doesn’t support HTML5
«В Грузии до сих пор на законодательном уровне не существует определения таких понятий, как средний и малый бизнес. На протяжении всех лет независимости власть усиленно лоббирует интересы крупного бизнеса, создавая путем законодательных поправок тепличные условия. В этом отношении за прошедшие четыре года мало что изменилось, за исключением большей защищенности прав собственности для предпринимателей. В стране по-прежнему практически любую сферу бизнеса контролируют две-три компании, которые имеют покровителей в высоких эшелонах власти. Когда 85% рынка по-прежнему контролирует крупный бизнес, говорить об эффективном развитии экономики и конкуренции не приходится».
Экономист Демур Гиорхелидзе в целом приветствует улучшение позиции Грузии, однако обращает внимание на множество нерешенных проблем:
«Авторы рейтинга правы: за прошедшие четыре года бизнес-среда в Грузии значительно улучшилась, однако нерешенными остаются проблемы фундаментального характера – это в первую очередь доступ к финансам, которые остаются недоступными для ведения малого и среднего бизнеса. Во-вторых, развитие инфраструктуры Грузии остается на весьма низком уровне, что отпугивает серьезных инвесторов. Необходимы десятки миллиардов долларов, чтобы достичь уровня восточноевропейских стран. Поэтому, да, улучшения есть, но для достижения реальных улучшений необходимо еще много работать».
Экономисты обращают внимание еще на одну немаловажную деталь, в частности, на ту часть доклада, где утверждается, что рост ВВП Грузии в 2,5% назван самым высоким среди других стран Евразийского континента. По словам экспертов, несмотря на приемлемый рост ВВП в 2016 году, в перерасчете на доллар он все же значительно снизился. К примеру, ВВП Грузии в 2014 году равнялся 16,5 миллиардам долларам, а в нынешнем году в лучшем случае с трудом дотянет до 14,5 миллиардов.