Сегодня на заседании сессии парламента Абхазии обсуждалось всего два вопроса. Главным из них, конечно, было назначение генерального прокурора республики.
Почти два месяца назад, 29 июля, депутаты приняли решение о том, чтобы на десять дней продлить весенне-летнюю сессию и отложить уход на парламентские каникулы. Мотивировано это было тем, что президентом еще не была представлена, взамен ушедшего в отставку Алексея Ломия, кандидатура генерального прокурора, которую утверждает парламент. Но собравшиеся на очередное заседание 5 августа не увидели в повестке дня соответствующего вопроса: откладывали уход на каникулы, получилось, зря…
Самое удивительное, что еще тогда, в конце июля, я услышал в кулуарах именно это имя – прокурор Гудаутского района Тания, которое и прозвучало на сегодняшнем заседании сессии. Мне пришлось столкнуться с двумя версиями произошедшего – то ли самого кандидата в генпрокуроры пришлось долго уговаривать, то ли парламентариев, которые, мол, были настроены против него и собирались «прокатить на вороных» эту кандидатуру. Во всяком случае, когда вчера в ходе встречи президента Абхазии Рауля Хаджимба с руководителями абхазских СМИ я заговорил об этом затянувшемся назначении, глава государства начал рассуждать на тему, как непросто бывает решать кадровые вопросы, когда окончательное решение остается за парламентом.
Your browser doesn’t support HTML5
Так или иначе, но сегодня назначение в Народном собрании прошло без сучка и задоринки. В соответствии с Конституцией РА, президент представил в него кандидатуру старшего советника юстиции Нури Тания. Представитель президента в парламенте Давид Сангулия зачитал биографию кандидата, причем, как я понял, в документах у того написано не «Нури», а «Нурий»:
«Нурий Арзадинович Тания родился 15 апреля 1964 г. в селе Хыпста Гудаутского района. В 1981 г. окончил среднюю школу села Хыпста. После окончания школы работал рабочим в ДУ-42. С 1982 по 1984 годы служил в рядах Советской Армии. В 1989 году окончил историко-юридический факультет Абхазского государственного университета по специальности «правоведение». С апреля 1989 по октябрь 1991 гг. – судебный исполнитель Гудаутского районного суда. С ноября 1991 по 1992 гг. – оперуполномоченный Гудаутского РОВД. В 1992 г. – участковый инспектор Гудаутского РОВД. С 1992 по 1993 гг. – следователь следственного отдела Гудаутского РОВД. … С 17 июля 2015 г. по настоящее время – прокурор Гудаутского района».
Нурий Арзадинович – коренастый, плотно сбитый мужчина – ответил на вопрос депутата Валерия Кварчия, в поддержку его кандидатуры выступил депутат Леонид Чамагуа. Была избрана счетная комиссия из трех человек, и по прошествии получаса ее председатель Дмитрий Гунба зачитал протокол ее заседания:
«Выдано депутатам 26 бюллетеней, проголосовало 26 депутатов. По итогам тайного голосования Тания Нурий Арзадинович получил 26 голосов «за», «против» никого нет. По итогам голосования избран Тания Нурий Арзадинович».
Нурий Тания принял присягу и поблагодарил парламентариев за оказанное доверие. Новый генеральный прокурор Абхазии в интервью журналистам отметил, что с первого дня его работы ведомство будет тесно взаимодействовать с другими правоохранительными и фискальными органами для того, чтобы была стабильность в республике. «Никаких кадровых перестановок не будет. Чтобы кадровые перестановки делать, нужен потенциал. У нас в республике нет такого огромного потенциала. Чтобы воспитать прокурора, минимум 10 лет нужно», – сказал он.
Интернет-комментаторы уже успели обменяться мнениями. «Слава Богу, хоть кто-то согласился!» – написал один. Другой выложил на сайте выписку из приказа от 21 октября 2005 года тогдашнего генпрокурора Абхазии Заура Барцица, из которой следует, что из-за «ненадлежащего осуществления прокурорских функций, неумения руководить прокуратурой района» Н. Тания освобожден от занимаемой должности и ему поручается менее ответственный участок работы». Третий написал: «Не знаю его личных качеств, но одно внушает доверие – что он прошел все круги «ада», работая в прокуратуре снизу доверху».
Второй рассмотренный сегодня вопрос повестки дня был также связан с правопорядком. Депутаты обсудили законопроект «О временном порядке исчисления сроков лишения свободы», представленный депутатом Робертом Яйляном. По его словам, в соответствии со статьей 53 УК РА, «отбывание сроков лишения свободы назначается в зависимости от тяжести преступления: в колониях-поселениях, исправительных колониях общего режима, строгого режима, особого режима и в воспитательных колониях... Однако, в связи с отсутствием вышеперечисленных колоний в РА, осужденные вынуждены отбывать наказание только в тюремных условиях, в изоляторах временного содержания либо в следственном изоляторе. В новой редакции закона изымается понятие «усиленного режима» в связи с его отменой в УК РА и устанавливается «особый режим», приравнивающий четыре дня отбытого осужденным наказания к пяти дням.
Законопроектом также меняются сроки лишения свободы лицам, которым судом может быть назначена исключительная мера наказания – смертная казнь: осужденным впервые пять дней приравниваются к шести дням, ранее судимым – шесть дней к семи. В новой редакции законопроекта отсутствует норма, согласно которой действие Закона «О временном порядке исчисления сроков лишения свободы» не распространяется на лиц, осужденных по статьям 224-230, 294 УК, т.е. за преступления в сфере незаконного оборота наркотических веществ.
Законопроект был принят во втором и окончательном чтении.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия