«Грузинская мечта», по предварительным данным, уверенно победившая на парламентских выборах, намерена произвести серьезные политические реформы. Один из лидеров партии Гия Вольский, в частности, не исключил упразднения всеобщих президентских выборов. По мнению идеолога правящей силы, в парламентской республике прерогатива выбора президента должна принадлежать не народу, а его избранникам.
Президент должен быть проводником воли парламента – «Грузинская мечта», едва успев победить на выборах, говорит о грядущих конституционных изменениях. Один из лидеров правящей партии Гия Вольский заявил, что власти могут инициировать отмену всеобщих выборов главы государства:
«В будущем мы не исключаем принятия в парламенте решения по избранию президента не прямым голосованием, как это происходит сейчас, а путем голосования в парламенте, как это происходит во многих европейских странах. В условиях, когда мы заявляем, что Грузия является парламентской республикой, необходимо предоставить парламенту больше прав, в том числе и право избрания президента».
Your browser doesn’t support HTML5
Вольский уверен, что по результатам второго тура в одномандатных округах партия власти получит конституционное большинство, то есть не менее 113 из 150 депутатских мандатов.
В оппозиции намерение оставшейся у руля «Грузинской мечты» восприняли как анонс грядущей монополизации власти со всеми вытекающими последствиями. В экспертном же сообществе обратили внимание на эйфорию, царящую в рядах «мечтателей».
Специалист по конституционному праву Константин Чокорая видит прямую опасность в том, что правящая партия, даже не дожидаясь официальных итогов голосования, уже анонсирует конституционные изменения:
«К этому вопросу нельзя подходить только с юридической точки зрения. Это и политический вопрос. Сейчас мы видим некоторую независимость президента от правящей партии, но я не исключаю, что власти, чтобы ускорить процесс, инициируют импичмент главе государства».
Сам гарант конституции пока никак не отреагировал на планируемые изменения в основной закон страны.
Впрочем, ничего страшного в намерениях правящей партии не видит политолог Рамаз Сакварелидзе. По его словам, ситуацию, которая возникла в отношениях между институтами президента и правительства, давно пора менять:
«Конституция, по которой сегодня живет Грузия, была создана Саакашвили в последний год его правления как президента для того, чтобы он продолжал править страной в лице или премьера, или президента. У него четкого решения по тому вопросу не было. Поэтому он, в принципе, перераспределил функции между этими двумя институтами так, что и президент имеет какие-то функции, не очень-то действенные, но в основном – премьер. Вот при такой неопределенной конституции живем сегодня. Эта неопределенность в свое время породила противостояние президента и правительства. Потому что легитимация у президента очень большая, а прав практически нет, есть только право на вето. Этот вопрос требует определенной регуляции, тем более что во многих странах подобная система существует».
Однако политолог не уверен, что Грузия созрела до парламентской республики. Он указал на низкую явку избирателей – лишь половина населения принимает участие в определении политического вектора страны.
А вот конституционалист Вахушти Менабде считает, что главная опасность отмены прямых выборов президента заключается в том, что Грузия превратится в унитарное государство:
«Дело в том, что нашим главным вызовом всегда была консолидированная власть. Она была у президента до реформ 2010 года, и существовало недовольство в этом отношении, это являлось проблемой, сдерживающей демократическое развитие. Сейчас, если инициатива правящей партии будет осуществлена, у нас будет обстановка, когда президента изберет парламент. А это означает, что большинство как укомплектует правительство, так и назначит главу государства, что фактически исключит существование хоть какого-то баланса сил в стране».
Специалисты призывают «Грузинскую мечту» дождаться официальных окончательных итогов выборов и уже потом выступать с заявлениями о грядущих конституционных реформах. И во избежание очередного кризиса в Грузии воздержаться от подгонки основного закона страны под собственные политические нужды.