Дом Мамиевых подвели под зачистку территории

История с разрушением дома в родовом селе Мамиевых – Мамиты-кау – началась еще семь лет назад

С 2012 года семья Мамиевых судится с Министерством обороны Южной Осетии. Представитель семьи добивается взыскания с оборонного ведомства компенсации за разрушенный под полигон дом.

История с разрушением дома в родовом селе Джульетты Пухаевой (по матери Мамиевой) – Мамиты-кау, началась еще семь лет назад. В декабре 2009 года соседи сообщили, что сотрудники Министерства обороны начали сносить строение. Уже на месте сам министр Ибрагим Гассеев объяснил это тем, что земля попадает под строительство военного полигона и идет плановая зачистка территории. Джульетта Пухаева, которая представляет интересы родной тети Эвелины Мамиевой, уверена: дом был снесен в нарушение требований закона и человеческих норм. Продолжает Джульетта Пухаева:

«Постановления (о полигоне) были приняты в 2010 и 2011 годах, а дом был разрушен в 2009-м. Они не только не получили от нас разрешения, но и не уведомили нас о том, что земля идет под полигон. Нужно было собрать все население села и предупредить, затем выплатить компенсацию или предоставить им другой земельный участок со строительством жилых домов. Этого не произошло. Земельные участки взамен тех, что находились в селе, нам предоставили, но жилых помещений – нет. Люди же не в землянках жили».

Your browser doesn’t support HTML5

Дом Мамиевых подвели под зачистку территории

По словам Пухаевой, после долгих споров с Гассеевым тот пообещал восстановить домовладение и даже дал распоряжение завести для этого стройматериалы, однако подрядчик сослался на то, что дом не подлежит реставрации. Затем были обращения к новому министру Валерию Яхновцу, который ходатайствовал перед председателем правительства о возмещении причиненного ущерба. Проектный институт при Министерстве строительства по просьбе Джульетты составил пояснительную записку, в которой оценил жилой дом в селе Мамиты-кау на декабрь 2009-го в 610 048 рублей. Именно эту сумму уже несколько лет семья безуспешно пытается взыскать с Министерства обороны.

Джульетта объясняет, что больше всего ее задели действия Гассеева:

«Это некомпетентность и неуважение к своему народу. Меня это задело больше всего, и сейчас для меня это дело принципа. Меня не материальная сторона волнует, а почему наш закон не существует? Должно же когда-нибудь прийти время, когда перед законом все будут равны, вне зависимости от должности и погонов».

Обращалась семья Мамиевых и к Уполномоченному по правам человека, и в Генпрокуратуру. В 2014 году Джульетта направила большое письмо на осетинском языке и в югоосетинский парламент.

«Когда все наши обращения на русском оставались без ответа, я решила, что отреагируют хотя бы на осетинском», – улыбается женщина.

Попытка найти правду за пределами республики обернулась еще одним разочарованием. Как выяснила Джульетта, к министру обороны Ибрагиму Гассееву есть вопросы у следственных органов Северной Осетии, где он проходит по делу о мошенничестве.

На судебном заседании, которое прошло на прошлой неделе, представитель Минобороны заявил: землю под военный полигон выделяла Цхинвальская районная администрация согласно постановлению правительства, соответственно, ведомство не является ответчиком по этому делу. Кроме того, по его словам, уже в 2009 году (то есть на момент сноса дома Мамиевых) было принято решение о передаче этой территории Минобороны Южной Осетии. Впрочем, никаких официальных документов, подтверждающих это, юрист ведомства представить не смог. Цхинвальская районная администрация передала судье документы, подтверждающие выделение земель под полигон, но датированные 2011 годом.

Джульетта Пухаева считает, что оборонное ведомство боится проиграть процесс по простой причине: 600 тысяч на компенсацию оно найти, возможно, и сможет, однако опасается, что после этого пострадавшая сторона может претендовать и на возмещение морального ущерба.

«Но я не собираюсь этого делать, для меня, как представителя семьи, важен исход этого иска», – говорит Джульетта.

Судья Цхинвальского городского суда Григорий Собаев, который рассматривает иск семьи Мамиевых, пообещал, что вердикт по затянувшемуся делу будет вынесен на этой неделе.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия