Договорились договариваться

Акция протеста в Берлине накануне саммита "нормандской четверки"

За последние сутки в Донбассе зафиксировано 30 обстрелов сепаратистами позиций вооруженных сил Украины. Погибших нет, но трое украинских военных получили ранения. Накануне в Берлине лидеры Германии, Франции, Украины и России в рамках "нормандской четверки" говорили о решении этого конфликта. Причин для особой радости у сторон нет, хотя кое-какие результаты достигнуты.

Одним из главных таких результатов украинский президент Петр Порошенко назвал согласие сторон, в том числе и России, отправить в Донецкую и Луганскую области вооруженную миссию ОБСЕ. Участники встречи в столице Германии также акцентировали внимание на продолжении работы по разведению сил сторон на определенных участках на линии соприкосновения в Донбассе. После завершения развода войск в Золотом, Петровском и Станице Луганской должны начаться переговоры по следующим таким местам, в том числе, как сообщает пресс-служба украинского президента, и по Дебальцево.

А детальная "дорожная карта" выполнения Минских соглашений, как ожидается, будет утверждена министрами иностранных дел стран "нормандской четверки" в ноябре.

Петр Порошенко после переговоров в Берлине

Петр Порошенко подчеркнул, что первоочередным вопросом являются условия обеспечения безопасности в регионе: прекращение огня, вывод иностранных войск, соблюдение режима разведения сторон, беспрепятственный доступ миссии ОБСЕ, освобождение заложников. Лишь после выполнение этих условий, заявляют в Киеве, Украина может перейти к выполнению политической части Минских договоренностей, предполагающих местные выборы в Донбассе и закрепление в Конституции его особого статуса. По мнению депутата парламентской фракции "Народный фронт" Дмитрия Тымчука, пока рано утверждать, что Москва дала согласие на отправку в Донбасс вооруженной миссии ОБСЕ:

– Мы слышали о каких-то договоренностях, только в интерпретации украинской стороны. Хотелось бы и с российской услышать детальные комментарии, в том числе и относительно вооруженной миссии ОБСЕ в Донбассе. Ранее, как мы помним, в Кремле категорически возражали против любого присутствия вооруженных представителей третьей стороны – и ОБСЕ, и ООН. Боюсь, что в этом вопросе не все так гладко. Ну, даже если Москва согласна, то непонятно, о какой именно миссии говорится. Если о полицейской, которая должна в будущем обеспечивать безопасность проведения в Донецкой и Луганский областях местных выборов, то она не имеет смысла без добровольного разоружения сепаратистов, а об этом речь даже и близко не идет. Смысл имеет введение, скажем так, только полноценной международной миссии с тяжелым вооружением, бронетехникой, авиацией. Но как я понимаю, такой договоренности нет, это требует больших финансовых затрат ОБСЕ и Евросоюза. И против этого явно будет возражать Россия. А полицейская миссия с легким стрелковым оружием ничего там не сможет сделать, поскольку у боевиков тяжелое пехотное вооружение, бронетехника, артиллерия. Возникает также вопрос и по "дорожной карте". Пока мы услышали из Берлина набор добрых намерений, которые якобы одобрены, но на самом деле, делать конкретные выводы можно будет только после подписания соответствующих документов.

Пока мы услышали из Берлина набор добрых намерений

– Вы считаете прошедшие переговоры "нормандской четверки" безрезультатными?

– Главный позитив, который можно отметить – это то, что Киев не теряет своих позиций. До этого осуществлялось давление на украинские власти, чтобы принять какой-то другой вариант исполнения Минских договоренностей. На этом настаивала и Россия, то есть, сначала выборы в Донбассе, а затем все остальное. Фактически к этому же Киев призывали и западные политики, но, тем не менее, украинские власти подтвердили свою прежнюю позицию, а именно – сначала выполнение условий безопасности, в том числе вывод из Донбасса российских военных формирований, получение Украиной контроля над границей, и только потом выборы. Если такая логика будет сохранена в подписанных документах, то тогда можно будет аплодировать.

С пессимизмом оценивает итоги берлинских переговоров и не исключает эскалации конфликта в Донбассе директор киевского Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник:

Сотрудники наблюдательной миссии ОБСЕ на востоке Украины

– По большому счету, какого-либо серьезного прогресса на переговорах не было достигнуто. Более того, недостижение этого прогресса, к сожалению, делает еще более вероятной эскалацию конфликта. Нет ничего нового. О разведении сил в первых нескольких точках договорились еще до этого, в Минске и этот процесс начался. О расширении миссии ОБСЕ тоже, в принципе, давняя договоренность. Мы ожидали от этой встречи конкретный календарный план принятия и выполнения законов в рамка Минских соглашений – о выборах и "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей". Но этого не произошло. Никаких конкретных договоренностей не достигнуто. К сожалению, договорились договариваться дальше. И, мне кажется, что, увы, эта встреча продемонстрировала тупик участников "нормандского формата", и ситуация может двигаться все-таки к ее вооруженному разрешению. Замораживание конфликта сегодня не в интересах партий войны ни в Украине, ни в России, ни в Донецке и Луганске. Конфликт на востоке Украины не будет заморожен по абхазскому или приднестровскому сценарию, поскольку это не решает комплекс проблем, которые привели к его возникновению.

Встреча продемонстрировала тупик участников "нормандского формата"

Между тем, руководитель социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко, комментируя результаты встречи в Берлине четырех президентов, говорит о нескольких важных моментах для Украины:

– Если мы сравниваем последние "нормандские" переговоры с состоявшимися год назад, то мы видим, что ситуация резко изменилась. Если год назад Олланд, Меркель и Путин уговаривали Порошенко согласиться на реализацию Минских соглашений, и они добились своего, то только яростное сопротивление в Украине остановило предательский процесс реализации Минских соглашений. Но сейчас ситуация обратная. Уже президенты Франции, Украины и канцлер ФРГ уговаривают Путина выполнить хоть что-нибудь из Минских соглашений. Кроме того, чтобы здесь ни говорили в Киеве, Путин попал в собственную ловушку. Он начинал сирийскую войну для того, чтобы отвлечь Запад от украинского конфликта. А теперь получилось, что "нормандский" переговорный процесс носит и более широкий геополитический формат. Оказывается, что любой вопрос по решению конфликта в Донбассе связывается с решением вопроса по конфликту в Сирии. И Украине сейчас гораздо проще, поскольку она не несет ответственности за сирийскую авантюру хозяина Кремля. И это уже совершенно новый "нормандский" процесс, в который незаметно для себя втянулся Путин. Кроме того, российский президент согласился на словах за то, что он за привлечение вооруженных миротворческих формирований под эгидой ОБСЕ, а я надеюсь, что, может быть, и ООН, на территорию сепаратистских республик, вплоть до границы Украины с Россией.

Министры иностранных дел Украины, России, Франции и Германии на переговорах в Берлине 19 октября

–​ Но об этом же по итогам переговоров заявил Петр Порошенко, а не Владимир Путин?

– Единственная позиция, где полностью совпадают слова Порошенко, Меркель, Олланда и Путина касается того, что процесс разграничения войск должен продолжаться, и это следует из тех же Минских соглашений.

–​ А что касается предусмотренных Минскими соглашениями конституционных изменений по особому статусу Донбасса, то такое решение может быть принято нынешним составом Верховной Рады?

– Нет ни одной политической силы, включая президентскую фракцию, которая бы хотела или была способна это сделать. Более того, не думаю, что и Путину это тоже нужно. Он прекрасно понимает, что Минские соглашения умирают, и Порошенко не сумел выполнить свои обещания по продавливанию этого плана. И всем понятно, что нужно искать какие-то новые международные форматы. К сожалению, нормандский формат не предполагает гарантии ни одного решения, даже самого благоприятного.

Впрочем, как отмечает Дмитрий Тымчук, при выполнении Россией своих обещаний, Верховная Рада может утвердить конституционные поправки по Донбассу:

Половинчатые решения, которые приведут к узакониванию оккупации, вряд ли пройдут в Раде

– Если Россия выведет свои войска, мы возьмем границу под свой контроль или же это сделает хотя бы миссия ОБСЕ, и ОБСЕ сможет мониторить ситуацию во всех оккупированных районах и контролировать места скопления техники, то тогда такой вопрос можно будет ставить в Верховной Раде. Если мирный процесс пойдет, и наши спецслужбы, военная разведка будут подтверждать, что российские войска, действительно выведены, то тогда, думаю, в Раде будет уже совершенно другое отношение к самой постановке вопроса об особом статусе Донбасса, – считает депутат украинского парламента Дмитрий Тымчук.

Тем временем бывший грузинский президент, губернатор Одесской области Михаил Саакашвили убежден, что украинский лидер на "нормандских переговорах" достиг максимума возможного. "В Берлине президент Порошенко достиг максимума в условиях, когда немцы и французы более настроены обсуждать с Путиным Сирию, нежели Украину. Они продолжают игнорировать главное требование Киева – вначале восстановить контроль на границе и только потом говорить о выборах в Донбассе. В любом случае половинчатые решения, которые приведут к узакониванию оккупации, вряд ли пройдут в Раде, а даже если и пройдут, не будут приняты украинской общественностью", – написал Саакашвили на своей странице в Фейсбуке.

Радио Свобода