«Третья сторона» в черногорской интриге

В день парламентских выборов в Черногории по подозрению в подготовке террористических атак задержали 20 сербов

Вчера вечером премьер-министр Сербии Александр Вучич выступил с заявлением, что сербские органы безопасности получили неопровержимые доказательства того, что накануне парламентских выборов в Черногории планировался теракт. Напомним: 15 октября полиция Черногории уже арестовала 20 сербских граждан, которых обвиняют в подготовке теракта в день парламентских выборов. Сербский премьер сказал, что и в Сербии арестована группа людей, которые имели отношение к попытке дестабилизации ситуации в Черногории.

Вчера поздно вечером премьер-министр Сербии Александр Вучич сделал заявление относительно задержания 20 сербов в Черногории по подозрению в подготовке террористических атак в день парламентских выборов. Он подтвердил, что, помимо всего прочего, эти действия были подготовлены на территории Сербии, однако в это были вовлечены и иностранные службы. Кто эта «третья сторона» и какую цель она преследовала в Черногории? С этим вопросом «Эхо Кавказа» обратилось к Бильяне Йовичевич, журналисту Балканской службы Радио Свобода.

По ее словам, Александр Вучич заявил, что у сербской стороны есть неопровержимые вещественные доказательства подготовки теракта, но он не представил их сербской общественности:

«Сербский премьер-министр сказал, что несколько людей арестованы в Сербии. Но нам до сих пор неизвестно количество арестованных людей, кто они и граждане какой страны. Он упомянул "третий иностранный элемент, замешанный в подготовке террористического акта", но опять-таки не назвал ни страну, ни конкретного доказательства присутствия этого "элемента". Единственное, что он буквально выдал, что "в этом одинаково замешаны и Восток, и Запад"».

По словам Вучича, была выявлена утечка информации из сербской Службы безопасности: один сотрудник обвинен в передаче информации другой стране.

Министр внутренних дел Сербии подтвердил эту информацию, но не предоставил деталей. Прозвучало обещание передать все известные данные и доказательства соответствующим органам Черногории.

И в Сербии, и в Черногории считают сложившуюся ситуацию чрезвычайно запутанной. По поводу расследования звучат очень осторожные заявления со стороны представителей властей и следственных органов.

Из того, что известно на текущий момент: лидером группы, задержанной в Черногории, называется бывший командир сербской жандармерии Братислав Дикич. Сам он утверждает, что черногорская полиция подбросила ему телефон и ключи от дома, где находилось оружие. Ранее он был приглашен выпить раки в этот дом, но отказался и теперь считает, что таким образом избежал ареста в доме, полном оружия.

Амина Умарова: Есть ли какие-то доказательства, что он является членом группы и участвовал в подготовке к теракту?

Бильяна Йовичевич: Прокурор Черногории для общественности ограничился этим заявлением, сказав, что расследование продолжается и в интересах следствия остальные детали пока не будут раскрываться.

А.У.: Кто он, Братислав Дикич? Чем он известен?

Б.И.: Он неоднозначный человек. Его псевдоним «Маленький Легиа». Легиа – это человек, обвиненный в убийстве бывшего премьер-министра Сербии Зорана Джинджича. Еще нам известно, что его вынудили уйти со своего поста начальника жандармерии в декабре 2015 года.

А.У.: Известно, сколько всего людей арестовано в связи с делом о террористической атаке?

Б.И.: К сожалению, нет. Сначала арестовали группу из 20 человек, все граждане Сербии. Шесть из них отпустили на свободу без предъявления обвинения. Вчера ночью Вучич заявил, что есть еще одна группа в Сербии, которая уже арестована и она гораздо важнее и серьезнее той, что арестована в Черногории. Но больше никакой информации не было предоставлено общественности. Неизвестно, как вышли на группу в Сербии. Явилось ли расследование в Сербии продолжением расследования в Черногории, также неизвестно.

А.У.: Что было целью готовящегося теракта – свержение нынешнего режима?

Б.И.: Нынешние власти Черногории, которые не получили абсолютного большинства в парламенте, надеются сформировать коалицию с более мелкими партиями. Во время предвыборной кампании они несколько раз обвинили оппозицию в том, что за ними стоит Россия, которая является противником вхождения Черногории в Европейский союз и интеграции с НАТО. Россия сама тоже не единожды заявляла, что интеграция Черногории с этими двумя институтами не в интересах Балканских стран и не в интересах России. Является известным фактом то, что партия власти во время предвыборной кампании обвиняла главную оппозиционную партию в том, что она продвигает российские интересы. Эта партия провела самую широкомасштабную и дорогую предвыборную кампанию за всю историю в Черногории. На вопрос, кто же финансово поддержал партию, до сих пор нет ответа. Во время предвыборной кампании и даже в день парламентских выборов в Черногории произошли кибератаки на вебсайты правящих сил. Парламентские выборы в Черногории проходили под слоганом: «Черногория голосует за прозападное или пророссийское направление».

Во вторник, 25 октября, ближе к вечеру премьер-министр Черногории Мило Джуканович выступил с заявлением, что расследование подготовки теракта, которое проводит сербская сторона, полностью подтверждает все обвинения правящей партии в адрес оппозиции, прозвучавшие во время предвыборной кампании.