«С сегодняшнего дня начинается совершенно новый этап в развитии Грузии, мы готовы предпринять решающие шаги в этом направлении», – заявил сегодня премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили. Между тем, по данным Грузстата, сентябрьские темпы роста ВВП по сравнению с прошлым годом не превысили 1,5%. Специалисты единодушны: конституционное большинство, завоеванное «Грузинской мечтой» на парламентских выборах, делает правительство более гибким при принятии решений, но у медали есть и обратная сторона.
Рост ВВП по итогам девяти месяцев по сравнению с тремя кварталами 2015 года составил 2,6%. При этом правительство Грузии прогнозирует рост ВВП по итогам 2016 года на уровне 3%. Национальный банк в конце июля улучшил прогноз роста ВВП в этом году с 3% до 3,5%, а по июльскому прогнозу МВФ экономика Грузии в этом году вырастет на 3,6%.
Впрочем, у премьера Квирикашвили нет никаких сомнений, что страна в кратчайшие сроки добьется впечатляющего экономического роста. Вот что сегодня заявил премьер:
«Чем выше доверие избирателей, тем более они требовательны к властям. У нас большие и амбициозные планы, направленные на быстрый экономический и инфраструктурный рост, ориентированный на повышение благосостояния граждан», – обнадежил Георгий Квирикашвили.
Your browser doesn’t support HTML5
Экономисты подчеркивают, что конституционное большинство «Грузинской мечты» повышает оперативность правительства при принятии решений. Другое дело, в какой мере «Мечта» сумеет оправдать высокое доверие со стороны избирателей, задается вопросом экономист Иосиф Арчвадзе:
«В условиях конституционного большинства вся полнота ответственности возлагается на правящую силу, поэтому ей придется предпринять ряд мер, направленных на оптимизацию министерств и ведомств, а также реальное сокращение бюджетных трат на содержание бюрократического аппарата. Образно говоря, концентрацию власти в руках одной силы я бы сравнил со скальпелем – в руках врача он спасает жизни, в отличие от преступника. У победы «Мечты» есть и обратная медаль: фактическое отсутствие оппозиции зачастую приводит к вседозволенности, поэтому необходимо усиление контроля в первую очередь со стороны неправительственного сектора и общественности».
А вот экономист Бесо Намчавадзе считает, что, в отличие от правового поля, достижение реального контроля над экономической деятельностью правительства со стороны общественности сопряжено с рядом трудностей:
«Я бы сказал, излишняя концентрация власти позволяет быстрее проводить реформы, однако прозрачность также снижается. Мы не раз становились свидетелями, как правительство переманивало на службу критически настроенных экспертов из различных НПО. Как показывает опыт прошлых лет, в сфере экономики влияние СМИ и неправительственного сектора на решения властей минимально. Единственным реальным рычагом в отношении экономической политики властей являются прописанные во времени обязательства, взятые Грузией в рамках ассоциации с ЕС. Думаю, в этих сферах у правительства будет мало шансов оттянуть принятие невыгодных ему решений».
В свою очередь, вице-президент «Экономической школы – Грузия» Гия Джандиери считает, что решающее слово будет не за парламентом, а за премьером.
«Убежден, что Георгий Квирикашвили, как бывший банкир, решительно будет настроен против многих капризов большинства. Необходимо понимать, что экономическое положение основных внешнеторговых партнеров Грузии значительно ухудшилось, и рассчитывать на быстрое привлечение инвестиций не приходится. Единственным внутренним ресурсом является оптимизация госслужб, траты которых превысили все разумные пределы. Также напомню, что на нынешний период приходится пик выплат по внешним заимствованиям, так что без жесткой внутренней дисциплины ситуация будет ухудшаться», – подытожил Джандиери.