Республиканская партия теряет лидеров. Вслед за спикером парламента восьмого созыва Давидом Усупашвили ряды оппозиционного движения покинули экс-министр обороны Тина Хидашели и известный конституционалист, бывший глава юридического комитета высшего законодательного органа Вахтанг Хмаладзе.
Грузинские «республиканцы» за последние дни существенно «потеряли в весе» – Давид Усупашвили, Тина Хидашели, Вахтанг Хмаладзе и еще несколько членов партии покинули ее ряды. Официальная причина – расхождение во взглядах на будущее политической организации. Бывшие лидеры от подробных комментариев отказываются, но чуть раньше отошедший от политики бывший госминистр по примирению и гражданскому равенству Паата Закареишвили приоткрыл дверь во внутреннюю кухню «республиканцев»:
«Мнения по стратегии разделились. Я говорил, что нам не следует идти на конфронтацию (с «Грузинской мечтой») и что мы должны взять на себя ответственность как часть власти. Но была также позиция, которая в итоге победила, согласно которой общество должно видеть разницу между «Грузинской мечтой» и Республиканской партией. К сожалению, общество не увидело разницы (даже) между Республиканской партией и «Национальным движением». Оно даже не осознало, мы являемся властью или оппозицией. И в этом была наша трагедия».
Your browser doesn’t support HTML5
По словам Закареишвили, он бы остался в рядах «республиканцев» в том случае, если бы партия преодолела избирательный барьер и создала фракцию в парламенте нового созыва. Тогда, по словам Закареишвили, он убедился бы в том, что его соратники были правы. Но его пессимистические ожидания в связи с будущим партии оправдались.
Политолог Торнике Шарашенидзе считает, что причин такого развала «республиканцев» может быть несколько:
«Первая: они осознали, что партии, которая не может набрать 2%, необходимо обновление. Вторая: вполне вероятно, что были какие-то конкретные предложения со стороны тех, кто реально управляет страной. И третья причина, наименее вероятная, но все же, – это то, что от реально обладающих властью поступил сигнал о том, что партию лучше вообще распустить».
Уже известно, что Давид Усупашвили не собирается уходить с политической сцены и намерен создать партию новой формации. И не исключено, что к нему присоединится Вахтанг Хмаладзе, который, по его собственным словам, с 1998 года сотрудничает с Усупашвили в непрерывном режиме и «это сотрудничество может продолжиться».
Политолог Гия Хухашвили считает, что у Усупашвили есть определенный политический капитал, для реализации которого необходимо было отказаться от балласта в виде партии «республиканцев», и он так и поступил. Что касается остальных, политолог не исключает, что их уход может означать то, что они либо вообще уходят из политики, либо собираются пойти на госслужбу.
В целом, говоря о ситуации на оппозиционном фланге грузинской политики, Хухашвили отмечает, что к нынешнему положению, когда альтернативные «Нацдвижению» прозападные силы в лице «республиканцев» и «Свободных демократов» фактически обезглавлены, невольно приложила руку «Грузинская мечта»:
«Национальное движение» вместо того чтобы уйти с политической сцены, как хотела «Грузинская мечта», оказалось в очень комфортном положении. В ходе предвыборной кампании партия власти сделала все для того, чтобы политический спектр стал двухпартийным, позиционируя себя как силу добра, а «Национальное движение» как зло. И убеждала избирателя, что нельзя голосовать за кого-то третьего, иначе произойдет катастрофа. В итоге «Грузинская мечта» фактически назначила «Национальное движение» единственной оппозиционной силой».
Так что сейчас, по мнению Хухашвили, было бы неплохо, если бы Усупашвили взял новый старт и вернулся в большую политику с новыми идеями, поскольку политические деятели его уровня, как и оппозиция новой формации, по мнению политолога, Грузии необходимы.
Эксперты не исключают, что прозападный спектр грузинской оппозиции, не сумевший заручиться поддержкой избирателей, всерьез задумается о разработке новой политической платформы, на базе которой к 2020 году можно будет создать альтернативу «Грузинской мечте» и «Единому национальному движению».