Сегодня в Сухуме в рамках седьмого Абхазо-российского делового форума прошел круглый стол по энергетике. Российская сторона говорила об интеграции, а абхазская сторона – о рисках.
Темой круглого стола были «Стратегические направления развития электроэнергетики Республики Абхазия с учетом связей с ЕЭС России». Участник круглого стола с российской стороны Олег Бударгин, генеральный директор Публичного акционерного общества «Российские сети» соблазнял абхазскую сторону интеграцией и так аргументировал ее необходимость:
«Все национальные энергосистемы требуют сегодня серьезной модернизации. Велик износ, по разным оценкам (мы все равно здесь все вместе, здесь недалеко и наши республики Северного Кавказа) износ от 60% до 80% энергосистем. Программа модернизации и обновления энергосистем, даже без учета внедрения новых технологий, требует огромных затрат. Это – первая причина, для чего нужна интеграция, потому что каждая национальная энергосистема держит до 50% резерва генерации, все это ложится на тариф, на потребителя, и сейчас при новых технологиях уже нет смысла при таком резервировании, когда можно выполнять такие работы и объединять энергосистемы и имеются механизмы для передачи на большие расстояния с меньшими потерями, с помощью интеграции мы объединяем резервы».
Your browser doesn’t support HTML5
Антон Усачев, директор «Ассоциации солнечной энергетики России» рассказывал о достижениях в сфере выработки альтернативной энергии, а Алексей Чалый, заместитель руководителя РГ НТИ «Энерджинет» подготовил презентацию из области создания технологий для интеллектуальной энергетики.
Однако, абхазская сторона не теряла бдительности и в ответ на обширную лекции по новым технологиям в энергетике, говорила о своем, наболевшем. В частности, генеральный директор РУП «Черноморэнерго» Аслан Басария на призыв к интеграции отреагировал следующим образом:
«Когда мы говорим об интеграции, огромное количество наших граждан очень остро реагируют на какие-то вопросы, связанные, в том числе, с такими серьезными отраслями как энергетика. Когда речь идет об интеграции, очень часто в нашем обществе это воспринимается как поглощение. Буду говорить, как есть. Наверное, пока о чем-то говорить в этом отношении рано, наша задача сейчас – в техническом плане отработать вопросы взаимодействия двух систем: одна маленькая и с претензией на систему, потому что, к большому сожалению, мы полноценно не можем называть себя энергосистемой в силу объективных причин, но мы будем к этому идти обязательно, и большой российской энергосистемы. Мы понимаем, что мы – осколки советской энергосистемы, и что вы говорите именно о технологических взаимоотношениях, а не взаимоотношениях такого уровня, когда из этих всех энергосистем собирается некая корпорация, которая объединяется в систему акционерных обществ или чего-то еще».
Аслана Басария поддержал депутат парламента Ахра Бжания. Он сказал: «У нас есть несколько факторов риска. Во-первых, это наша тарифная политика, вы прекрасно знаете какова стоимость энергии в Абхазии для физических юридических лиц. И изменять эту политику никто не собирается. Второе, сегодня существует де факто единый энергетический комплекс «абхазская сторона – грузинская сторона» и у нас единые энергоресурсы. Та электроэнергия, которую мы сегодня получаем, она фактически достается нам бесплатно, и из этого исходят все наши расчеты. И третий фактор – это наше законодательство (новый закон об энергетике, который должен принять абхазский парламент). Там совершенно четко говорится, что энергетику Абхазии планируется разделить на несколько составляющих частей, в том числе, и на передающую. Так вот, передающая часть по нашему законодательству планируется исключительно как собственность государства и управление передающими сетями является только прерогативой государства».
Ахре Бжания возразил Андрей Резников, заместитель министра по делам Северного Кавказа: «Иран, Азербайлдан, энергосистемы Турции и так далее, мы не можем быть в стороне от этих процессов. В них есть положительные эффекты, поэтому сказать, кто должен быть впереди – законодатели или технологи, нельзя, лучше, чтобы они шли вместе. Потому что в этих процессах мы теряем время. Нас сейчас спасает, что наши предки уже давно все это объединили. У этих стран нет объединительных энергосистем, а у нас это есть. Нам надо просто понять не политически, не экономически, а технологически, выгодно это нам? Это работает? И это надо быстро сделать. Никто не посягает, здесь главный энергетик один. У нас хватает своих задач. Но вы должны понимать, что, надо идти в сторону единой энергосистемы, все равно мир завтра объединится».
После круглого стол встал вопрос подписания соглашения между Республикой Абхазией и Публичным акционерным обществом «Российские сети» о содействии социально-экономическому развитию Республики Абхазия в области электроэнергетики. Участники круглого стола удалились, чтобы посовещаться и приняли решение отложить подписание на декабрь на заседание абхазо-российской межправкомиссии.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия